Городская среда – питательная почва для каждого нового поколения горожан. Их качество, их характеры, убеждения, жизненные цели, и, в конечном счете, их судьбы во многом зависят от качества этой среды. Была ли у вас в детстве возможность послушать на уроке неторопливое чтение учителя, или пойти с друзьями на каток, или петь в хорошем хоре, или, может быть, выйти на пленэр с художником и под его руководством запечатлеть на листе бумаги пейзаж родного города? Были ли люди, дарившие вам не только свои знания и умение, но и человеческое тепло, внимание, дружеское расположение? Если да, то вы живете и жили в счастливые времена на доброй земле. Чтобы и дальше она оставалась такой, надо хранить, поддерживать и развивать на ней ростки вечного.
1 сентября исполнилось полвека с тех пор, как приняла первых учеников Рыбинская детская художественная школа. 22 декабря 2016 года в Рыбинском музее-заповеднике была открыта выставка работ ее преподавателей и выпускников. Такого радостного, такого вдохновляющего события в стенах музея не было давно — это была встреча взрослых выпускников, успевших понять и оценить по достоинству место родной «художки» в собственной судьбе, с любимыми наставниками, которые тоже, конечно, за прошедшие годы стали старше.
В первой публикации 2017 года наш сайт рассказывает об истории рыбинской художки.
Счастливые совпадения
Рыбинская детская художественная школа была открыта 1 сентября 1966 года на основании решений Министерства культуры СССР и Рыбинского городского исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся. О том, как родилась и воплотилась идея школы, рассказала Лилия Михайловна Баранникова, заведовавшая в то время городским управлением культуры: «Однажды, в самый разгар рабочего дня, в мой кабинет вошли трое молодых людей. «У нас к вам предложение, — сказали они. — Мы все заканчиваем сейчас Ярославское художественное училище. И после его окончания хотим работать именно в Рыбинске. Давайте откроем в городе художественную школу». Это были Анатолий Иванов, Анатолий Илларионович Попов и Анатолий Пименович Попов. Я, конечно, была не против открытия школы. Но ведь в то время согласовать открытие школы нужно было и с Горисполкомом, и с другими инстанциями, включить школу в разные планы, расчеты и ведомости. Нужны были деньги, помещение для школы, жилье для преподавателей… Ничего этого тогда еще не было и в помине. При таких условиях открытие казалось очень сложной задачей. Необходимые документы мы оформили довольно скоро. И тут начались счастливые совпадения. Свою роль сыграло и то, что отношения в горисполкоме между работниками тогда были очень теплыми — все мы выросли в Рыбинске, учились здесь, знали друг друга порой еще со школы. Оказалось, что переводят в новое помещение отдел социального обеспечения и освобождается небольшое помещение на проспекте Ленина, 20. Исполком оказался не против отдать помещение будущей школе. Я тут же позвонила ребятам-художникам, и они переехали к нам. Теперь надо было расселить и их самих. Здесь помогло управление садами и парками. На берегу реки Черемухи, у Городского сада, стоял небольшой деревянный домик, куда на зиму обычно складывали садово-парковое имущество. И начальник Управления дал согласие на то, чтобы ребята временно разместились в этом домике. Художники были согласны. Инвентарь убрали, принесли в домик раскладушки, электроплитку, и поселили молодых художников там.
И с первого сентября 1966 года художественная школа начала жить. Набрали учеников, начали занятия. Областное управление мы поставили уже перед фактом ее существования, и они вынуждены были выделить средства на содержание художественной школы. В запале мы даже дали школе имя И.Е. Репина, но в управлении сказали, что это имя еще нужно заслужить».
«Первые годы чудесные»
В здании будущей школы было всего несколько комнат. Ремонт делали своими силами. В штате школы, кроме директора Анатолия Иванова, состояло два преподавателя. Анатолий Пименович Попов трудился в Рыбинске недолго, поскольку в 1968 году поступил в Московской художественный институт имени В.И. Сурикова, и уехал продолжать учебу в столицу. А Анатолий Илларионович работал в Рыбинской ДХШ более десяти лет. Он стал одним их тех первых педагогов школы, ученики которых впоследствии сохранили творческую преемственность и работают в сфере культуры и искусства сегодня. «Анатолий Илларионович учил нас не только гармонии цвета, законам композиции, рисунка – и делал это захватывающе эмоционально, темпераментно и высокопрофессионально, — вспоминала преподаватель истории искусства ДХШ Татьяна Сергеевна Ртищева, – но и «обучал» нас жизни и творчеству в широком понимании этих слов. Замечательно, что он не «давил авторитетом», поддерживая индивидуальность каждого из нас. Сдружившись на занятиях, мы и за пределами школы чувствовали необходимость общаться, ощущая друг в друге единомышленников: обменивались книгами, горячо спорили о выставках, устраивали вечера стихов, обсуждали кинофильмы»1.
Воспоминания другого ученика Попова тех лет – Бориса Крейна – дают возможность увидеть картину занятий: «Анатолий Илларионович …сумел создать атмосферу учебного азарта и стремления к творчеству. Почти все студийцы …ловко управляли потоками краски! Руководитель переходил от мольберта к мольберту, делал отдельные замечания, иногда что-то показывал, но чаще … ободряюще хмыкал и загадочно улыбался. Нередко он сам брал в руки кисть и писал вместе с учениками»2.
Через два года с момента основания школы в ее стенах появились преподаватели, которым суждено было проявить особенную верность избранному делу и проработать в Рыбинской ДХШ целую жизнь. Это были выпускники Ярославского художественного училища Татьяна Ивановна Мануилова и Петр Владимирович Потурай, поступившие на работу 15 августа 1968 года. Годом позже на работу в художественную школу пришла Татьяна Дмитриевна Потурай.
В 1969 году на должность директора школы был назначен Петр Владимирович Потурай. «Мы тогда не задумывались о том, в каких условиях работаем, — вспоминал он позднее, — мы очень любили свое дело»3.
В эти годы учились в школе, а затем продолжили свой путь в профессию в художественном училище Надежда Алексеевна Новикова (в замужестве Патракова), Николай Дмитриевич Малафеев и Александр Григорьевич Патраков. Н.Д. Малафеев окончил Ивановское художественное училище и приступил к исполнению обязанностей преподавателя 4 сентября 1974 года, но два месяца спустя ушел служить в армию, и вернулся к работе лишь в самом начале 1977 года. В то время среди преподавателей появилась еще одна выпускница школы и училища Светлана Соловьева.
К концу 70-х школа уже обрела то здание на Советской площади, о котором по сей день хранят самые теплые воспоминания сотни учеников ДХШ советского времени. Этот деревянный двухэтажный купеческий особняк с витражными окнами и широкой округлой лестницей на второй этаж в начале 20-х годов ХХ века был отдан под городскую музыкальную школу. Так что этот дом хранил воспоминания о выдающихся рыбинских музыкантах-просветителях, устраивавших в школе общедоступные концерты, — М. Челищевой, Е. Тимашевой, З. Семенове, А. Гране, А. Мыркиной и других. Именно здесь учился и блестяще окончил курс музыкальной школы выдающийся русский хормейстер, зав. кафедрой хорового дирижирования Московской консерватории В. Г. Соколов.
Полвека спустя, когда в 70-х в стены здания пришли художники, особняк уже начинал ветшать, и требовалось немало сил, чтобы содержать его в порядке, и при этом бережно хранить доставшиеся «в наследство» драгоценные детали старинного купеческого интерьера. И все-таки это удавалось — во многом благодаря особой атмосфере, царившей в коллективе преподавателей-единомышленников. «Мы в коллективе жили очень дружно, — вспоминал Петр Владимирович Потурай, — и как-то сообща делали всю черную работу: сами ремонтировали, строили стеллажи и оборудование — тогда ведь не было такого комфорта, как сегодня. Всё было самодельным. Кроме того, мы сами собирали фонд школы — хорошо, что с предметами старины в старинном волжском городе в те годы не было проблемы: ребята сами приносили их нам, мы что-то ремонтировали, подновляли и хранили. И храним до сих пор»4.
В сферу деятельности школы входили и учебные заведения Рыбинского и других районов области. В книге школьных мероприятий есть записи о проведении встреч педагогов и учащихся рыбинской ДХШ со школьниками станции Волга, села Покров и других населенных пунктов. Итогом этих встреч в обоих случаях была организация кружков изобразительного искусства, в которых преподаватели рыбинской художественной школы в течение нескольких лет, несмотря на отдаленность райцентров от города, вели занятия.
В те годы в практике школы появились походы учащихся с преподавателями за город. Местами проведения пленэров становились не только окрестности Рыбинска, но и отдаленные районы области — Некоузский, Брейтовский, Мышкинский. В начале 80-х ежегодно в такие походы в июне отправлялся со своими воспитанниками А.Г. Патраков.
Новая школа, новые лица
Петр Владимирович Потурай был директором школы с 1969 по 2002 год. 1 июля 2002 года на основании распоряжения главы Рыбинского муниципального округа директором Рыбинской детской художественной школы была назначена Татьяна Ивановна Мануилова. Спустя три года именно на ее плечи легла забота о строительстве и реконструкции нового здания школы на улице Расплетина. Первоначально идея перемещения школы из деревянного особняка в историческом центре в другой район города не встретила одобрения у преподавателей — они любили свою школу, в которой их руками был приспособлен для учебного процесса каждый класс, каждый уголок. Но, в то же время, в школе давно уже было тесно, и сами учителя, разделив однажды площадь здания на количество учеников, с удивлением обнаружили, что на каждого приходится меньше одного квадратного метра. Новая же школа обещала быть просторной, кроме того, ее должна была дополнить большая благоустроенная территория, которая могла стать дополнительным учебным объектом.
Проект реконструкции здания бывшего детского сада был выполнен архитектором Верой Сдвижковой. Директору ДХШ Татьяне Ивановне Мануиловой пришлось глубоко и серьезно вникать во все детали процесса, следить за качеством всего комплекса работ. Надо сказать, что администрация городского округа проявила в этом деле большую заинтересованность: отделка фасада и интерьеров выполнена в школе с использованием натуральных, самых надежных, красивых и долговечных материалов. Коридоры и лестницы украшены коваными элементами. Гардеробные, двери и оконные рамы выполнены из дерева, они придают интерьеру «академический» вид. Такой интерьер, конечно, особым образом воздействует на учащихся.
В новой школе, кроме просторных и светлых классов для занятий рисунком и живописью, есть классы дизайна и компьютерных технологий, истории изобразительного искусства, скульптуры, резьбы по дереву, есть столярная мастерская. В сочетании со сложившимися в школе за полвека коллекциями учебных пособий и предметов декоративно-прикладного искусства эта среда наилучшим образом настраивает юного художника на творческое освоение мира.
По-видимому, обретение именно такого нового здания было определенной закономерностью процесса роста школы, в своем развитии шагнувшей на новую ступень. Новое здание было введено в эксплуатацию в 2008 году. Сегодня школа насыщена специальным оборудованием, необходимым для организации учебного процесса, создания выставок и многого другого.
Изменился, вырос и еще более окреп коллектив преподавателей школы. В 90-х и в 2000-х на работу в ДХШ пришли искусствовед Татьяна Ртищева, художники-преподаватели Татьяна Ромашова, Юлия Гайдук, Ольга Архипова, Светлана Бедринец, Лариса Франчук. У школы появилось подготовительное отделение, значительно увеличилось число учащихся. В 2008 году было открыто отделение резьбы по дереву, в котором преподает Юрий Леонидович Первов, выпускник Абрамцевского училища, среди выдающихся работ которого замечательный иконостас рыбинского храма Иверской иконы Божией Матери.
В период с 2007 по 2013 годы в школу пришли работать молодые преподаватели Николай Тарасенко, Анна Яблокова, Евгений Бахвалов, Инга Рачкова, Дарья Ширинкина – талантливые молодые художники, которые прекрасно вписались в педагогический коллектив ДХШ по своим профессиональным и личностным характеристикам. Сегодняшний коллектив школы возглавляет ее выпускник, художник-график, окончивший позднее Московский университет печати, Николай Васильевич Тарасенко.
В новом веке Детская художественная школа живет активной проектной деятельностью. Один из таких проектов – «Прекрасное далёко», ориентированный на детей, попавших в сложную жизненную ситуацию и оставшихся без попечения родителей. Такие дети нередко попадают в Рыбинский социально-реабилитационный центр «Свеча», который помогает им пережить непростые перемены в жизни. Однако двери в «прекрасное далёко» помогают приоткрыть педагоги ДХШ, которые вот уже несколько на безвозмездной основе дважды в неделю проводят занятия для детей из центра «Свеча».
Участие в конкурсной деятельности для учащихся школы и их педагогов стало правилом, и один из результатов такой работы – тот факт, что ежегодно лучшие выпускники школы становятся студентами самых престижных художественных вузов и училищ страны.
Анна Романова
НА ФОТО: фрагмент ученической работы «Любимые учителя художественной школы» (1980-е гг.). Дерево, масло.
1 Ртищева Т.С. «Не сотвори себе кумира…». Рукопись.
2 Крейн Б. Прикосновение к основам. Электронный ресурс: http://b-krein.livejournal.com
3«Петр Потурай: «Мы экспериментировали, и у нас получалось». «Новый город», 2010-2011, №6, с. 63.
4«Петр Потурай: «Мы экспериментировали, и у нас получалось»: «Новый город», 2010-2011, №6, с. 63.