27 февраля 2005 года, воскресение. Неделя о блудном сыне. На Литургии – Евангелие от Луки, ХV, 11-32.
Во имя Отца и Сына, и Святого духа. Аминь. Перед началом Великого поста церковь предлагает нам эту мудрую притчу о блудном сыне. Это история, очень похожая на жизнь. Может быть, даже суть жизни человеческой вообще. История о том, как живет и действует любовь, и что происходит с человеком, когда любовь его оскудевает.
В этой притче три основных действующих лица: два сына и отец, который любит их. С младшим сыном происходит трагедия. Он растет в своей семье, любимый отцом и братом, но начинает поддаваться страстям и желаниям, которые, он знает, в этом доме не будут насыщены. И уже сам помысел, само греховное движение души начинает делать его совсем другим человеком. Смотрите, он уже не воспринимает отца отцом, а считает его совладельцем имения, которое отчасти принадлежит и ему. И вот он обращается к отцу с предложением, чтобы отец выделил ему то, что ему причитается.
По какому праву? По любому. Но только не по праву любви. Потому что любовь всё соединяет. А когда любовь в человеке оскудевает, он начинает винить всех вокруг себя. Он требует свою часть от всего в жизни. И он говорит отцу: «Дай мне моё имение». И когда получает это имение, он сразу удаляется из этого дома, потому что это больше не его дом.
И имение его уходит попусту, потому что он расходует его с блудницами, в наслаждении жизнью. Этот путь оскудения всего, что дает нам Бог, очень свойствен человеку. И мы с вами, как только любовь наша оскудевает, захватывая что-то для себя, расточаем нашу жизнь. Имения, деньги, плоды трудов других людей и наших собственных – всё это исчезает попусту, как только человек замыкается в этом мире и хочет насладиться от него, употребить его для себя. Мир умирает в руках этого человека, и сам человек умирает в этом мире.
Наступает период, когда всё, что сын потребовал от отца, растрачено. И уже нет у него больше ничего, потому что нет, прежде всего, связи с Отцом небесным. Блудный сын вырван из этого мира. И он начинает умирать от голода. И поскольку эта страна – не та, в которой находится дом Отца его, младший сын не находит здесь справедливости и милосердия. Он сам выбрал этот мир, и обогатил его своими деньгами, и вот теперь он в этом мире совсем один. Совсем один! Так что даже свиньи, которых он пасет, вызывают зависть у их пастуха.
Блудный сын приходит в себя, ибо когда мы слабеем, мы начинаем приходить в себя, думать, почему же это всё совершилось. И с этого мгновения он начинает осознавать: надо вернуться к отцу. Потому что даже наемник в доме отца имеет хлеб. А уж он, как наследник, как сын — как возлюбленный сын — мог бы иметь гораздо больше, чем истратил здесь. И он возвращается назад с заученной фразой: «Я уже не твой сын, я хочу только быть наемником у тебя». Но любящий отец не дает ему сказать ни слова. Он бежит ему навстречу. Он тут же преподает ему всё, что тот незаслуженно отбросил, и дает ему перстень на руку в знак сыновства, и устраивает пир по этому поводу.
Когда же приходит старший сын, который верно служил своему отцу, он не понимает этой радости, а воспринимает ее как явную несправедливость: предатель сидит рядом с отцом. И отец ликует, что тот вернулся. Сердце старшего сына естественным образом возмущено. И он не хочет войти, хотя отец его и умоляет. И тогда старший брат уподобляется младшему брату. Он говорит: «твой сын», и не говорит: «мой брат». Он говорит: «твое имение», и не говорит: «наше имение», и начинает требовать от отца своей доли. И тогда отец объясняет ему так, как может объяснить только любящее сердце. «Посмотри, он ведь умер, твой младший брат. И вот, раскаявшись, вернулся — и воскрес! И всё, что здесь есть, не моё. Оно и твоё тоже».
Эта история глубоко жизненна, потому что Господь учит нас тому, что как только любовь наша здесь начинает оскудевать, так и в духовном плане мы начинаем требовать от Бога своего. Мы начинаем роптать. Мы перестаем понимать Его, и требуем от Него чего-то, что удовлетворило бы нас здесь и сейчас. «Пусть это будет так, как нам хочется». В этом заключается духовная сущность блуда. Блуд – это незаконное, неправильное пользование тем, что тебе Господь дарует. Потому блуд и губит человека, что делает его неспособным любить вообще никого, — из-за того, что он любит только себя и хочет получить удовольствие только для себя.
И мы с вами изменяем Богу, когда требуем от Него своего. Мы перестаем понимать смысл страданий: как же так — нам не дают то, чего очень хочется, а кто-то там пирует? А ведь старшему сыну духовно необходимо было трудиться в поле Отца, а не пировать в свое удовольствие, как младшему.
Для нас очень важно понять, что главный источник бытия – это любовь. Любовь не подзаконна. Она выше закона. Поэтому-то она, с точки зрения закона, несправедлива. Несправедливо то, что отец принял сына после того, как тот оскорбил и предал его. Несправедливо то, что отец вновь даровал ему власть над своим имением. Любовь милосердна. Любовь, оказывается, все время молилась и надеялась, что сын придет в себя, что он воскреснет.
Этот дар любви может оскудеть даже тогда, когда мы не грешим внешне. Ведь старший сын не грешил. Но он не понёс еще большего подвига – он не принял своего падшего брата. Потому что он не ощущал своей вины, как младший брат ощущает свою вину – перед отцом, перед братом, перед своим домом. А старший – нет. Он всё делал правильно. Он всё делал по закону. Но стать выше закона он не смог. Для этого нужна любовь Отца. Для этого нужна благодать Духа Святого.
Нас ждет пост. Этот пост для нас – вынужденное усилие, как для старшего сына. Именно поэтому мы пытаемся сейчас ублажить свою плоть, насытиться всем, что через какое-то время для нас будет недоступно. А нужно совсем не это. Надо уметь принять пост с любовью, потому что он может быть нашей очередной попыткой стать иными, не по естеству, а по духу, стать более способными к самоотречению, а значит — к Любви. И потому церковь очень мудро предлагает нам эту притчу перед началом поста. Чтобы мы с вами узнали: кто мы? Оскудевает ли наша любовь, как у старшего брата? А может быть, мы телом только здесь, а умом и сердцем давно в «стране далече», и пребываем здесь только потому, что знаем, что там умрем с голоду? Или мы с вами твердо решили остаться здесь, но нам не хватает любви к тем, кто погибает в этой далекой стране, кто ушел от нас, предал нас и согрешил против нас?
Помните, что без любви Отца вся эта история не имела бы смысла. Она бы закончилась всеобщей смертью. Именно любовь Отца, Сам Отец объединяет всё вокруг нас. Потому мы должны бояться потерять Его, что здесь, на земле, происходит тайна спасения каждого из нас. И того, кто погибает в «стране далече», и того, кто здесь стоит. То есть всякого человека.
И поэтому мы с вами должны научиться правильно поститься. Потому что пост – это не заключение нас в темницу, а освобождение нашей души от власти плоти. Чтобы мы научились жить так, как подобает нам, истинным чадам Божьим. Аминь.