Осенью 2017 года мы поместили публикацию «Храм Всех Русских святых в рыбинском Заволжье», посвященную рыбинскому периоду жизни двух выдающихся пастырей русской Церкви — архимандрита Бориса (Холчева) и протоиерея Федора Семененко, духовных сыновей священномученика Сергия Мечёва: https://rybinskayasreda.ru/taynyie-bogosluzheniya-v-ryibinskom-zavolzhe-nenapisannaya-istoriya-hh-veka/ Документы комбикормового завода, сохранившиеся в Рыбинском филиале Государственного архива Ярославской области, позволили установить адреса, по которым жила в Рыбинске в 1938–1948 годах семья отца Федора. Отыскать дом не составило труда. Оказалось, что он практически не перестроен, и сохранился до сей поры в том же виде, в каком существовал и в те далекие годы… В той публикации мы также цитировали воспоминания Е.О. Костецкой, в деталях описавшей тайное совершение священниками литургий в предвоенном Рыбинске (см. №2 (14) журнала «Рыбная слобода» за 2017 год, стр. 46–50). В 1948 году оба священника были направлены из Рыбинска в Среднюю Азию и приняты епископом Ташкентским и Среднеазиатским Гурием (Егоровым) в состав клира Ташкентской епархии. Столь длинная предыстория здесь важна, поскольку именно журнальная публикация позволила наладить связь времен и встретиться с теми, кто хорошо знал отца Федора Семененко и архимандрита Бориса Холчева в Ташкенте.
Сегодня семья Борисовых живет в подмосковном Подольске (мкр. Климовск). Ташкент они покинули в 1994-м, когда многие русские семьи, потрясенные разъединением необъятной страны, устремились к исторической родине. В Ташкенте остались родные,
друзья. И название этого далекого «хлебного города» звучит в их доме как синоним любимого отчего дома. Старший представитель семейства Нина Сергеевна помнит тот момент, когда в приходе Успенского собора города Ташкента ждали, а потом торжественно встретили двух новых священников из России. Ей в то время было 14 лет.
Семья оказалась в Средней Азии по воле судьбы. Мама Нины Сергеевны Зинаида Николаевна Сокольская была дворянкой. В 1917 годуона то лько окончила Казанскую женскую гимназию. Поступить на работу или учиться дальше было невозможно — графа «социальное положение» была определяющей. Но однажды хорошо образованную девушку пригласили на работу в одно учреждение. Она тут же согласилась, не раздумывая. Позднее оказалось, что это было местное управление ЧК. Зинаида Николаев-
на скоро научилась стенографировать, печатать на пишущей машинке и вести документы, выбора у нее не было. Семья бедствовала. Очень быстро Зинаида Сокольская стала на службе незаменимой. В Среднюю Азию она была переведена позднее на работу в составе целого отдела, в котором работала. Желая избежать отъезда, попыталась уволиться. Но заявление не приняли
во внимание. Когда не вышла на работу, за ней домой пришел солдат. И Зинаида Николаевна была вынуждена подчиниться и ехать на новое место жительства.
В годы гражданской войны в Среднюю Азию бежало от советской власти множество людей. И Ташкент в те годы был русским
городом, при этом большую часть русского населения составляла интеллигенция. Зинаида Николаевна вышла замуж за Сергея Федоровича Протасова. В 1930 году в семье родился сын Алексей, в 1935-м — Нина. Будучи глубоко верующими людьми,
Протасовы старались, насколько возможно, поддержать священников. Особенно близок был их семейству молодой Андрей Михайлович Красильников — впоследствии архимандрит Герман, с 1953-1985 гг. служивший под Сергиев-Посадом, в храме Казанской иконы Божией Матери села Шеметово, куда к нему за советом стремились люди из Москвы и области, Ташкента
и других мест. Все любили и уважали о. Германа. Времена были непростые. Многие приезжали и бывали у него тайно. Вера была под запретом.
В декабре 1948 года, приехав в Узбекистан из Рыбинска, отец Борис Холчев получил назначение в храм преподобного Сергия Радонежского в Фергане. Через три года вторым священником туда был направлен о. Герман Красильников. Они служили вместе два года, а затем о. Герман уехал в Московскую епархию. О. Борис Холчев, высокообразованный, выдающийся пастырь, впоследствии архимандрит, пять лет прослужив в Фергане, был направлен в Ташкентский Успенский кафедральный
собор. Отец Феодор Семененко с 1949 года был ключарём этого собора, а с 1951 года настоятелем церкви святого благоверного князя
Александра Невского на Боткинском кладбище. Этот священник — блестящий проповедник, пастырь, выросший под руководством сщмч. Сергия Мечева — стал близким другом семьи Протасовых.
По-видимому, климат Ташкента был для о. Федора лечебным, ведь он с юности страдал туберкулезом; живя в Рыбинске, числился инвалидом второй группы, неоднократно лежал в больнице, и очевидцы его рыбинских лет вспоминают, что время от времени у него показывалась горлом кровь. По-видимому, хорошее состояние здоровья придавало особенной бодрости священнику. «Голос
о. Феодора, кажется, пробуждал усопших, — вспоминала жительница Ташкента, — а прихожане на площади перед церковью рыдали. (Речь о том, что богослужения иногда бывали так многолюдны, что прихожане стояли и на площади перед храмом. — Прим. ред). Это в пятидесятые-то годы и такой глашатай Христов! Он проникал во все пласты душ греховных. Все любили его,
и бабушки, и интеллигенция. Все беседы были просты и обязательно выбивали из каменного сердца грешников искру умиления, желание исправиться».
Именно отец Феодор стал духовным наставником Протасовых. Сергей Федорович фотографировал, и многие события из жизни кафедрального Успенского собора и кладбищенской церкви запечатлел на пленку именно он. Поэтому в старом альбоме Борисовых сегодня хранятся, например, бесценные снимки клира и прихожан ташкентских церквей, а также фотографии жилища архимандрита Бориса Холчева, на которых можно в подробностях увидеть более чем скромный быт священника. Хранятся снимки праздников и крестных ходов в 1960-е годы.
«Дорогие мои! Христос воскресе! Хочу сердечно поблагодарить добрейшего Сергия за прекрасные фотографии. Все были в восторге и все просили по карточке на память. Поэтому я обращаюсь с покорнейшей просьбой: нельзя ли сделать, т.е. отпечатать еще две такие «порции». Буду очень благодарен. Как здоровье Нины? Помоги ей Бог! С любовью о Христе Воскресшем — Ваш посильный Богомолец о. Ф. Семененко».
Сохранившиеся письма отца Феодора Семененко, написанные в 60-е — начале 70-х, составляют сегодня лишь небольшую пачку. Чаще это небольшие записки, в каждой строчке которых — столько тепла и заботы, что они и сегодня согревают своей искренностью.
«Мои родные друзья и постоянные мои дорогие доброжелатели — Сергий, Алексий, Зинаида и Нина! Земно Вам кланяюсь и сердечно благодарю за память, любовь и внимание…30 сентября 1966 года». Больше всего в этой пачке открыток, направленных почтой в Ташкенте. Зачем нужно было писать, если была возможность увидеться за богослужением в воскресенье? Это трудно объяснить сегодняшним нашим современникам, привыкшим в любой момент воспользоваться сотовым телефоном. В те годы даже обычный городской телефон был редкостью, а желание согреть на расстоянии родные души, спросить о чем-то близкого
человека, или как-то передать ему свои мысли, переживания — были всегда. И тогда прибегали к услугам почтовой связи.
На конверте адреса. «Куда: 700000 Ташкент, К-18, Ц-4, д. 29, кв. 7 Зинаиде Николаевне Протасовой». «Откуда: Ташкент, 60, 1-й Полторацкий проезд, д.2, кв. 15, Ф. Семененко». «Дорогие мои! Сердечно благодарю Вас за поздравление с днём моего Ангела и молитвенную память, — пишет отец Феодор 9 октября 1964 года. — Да благословит Господь Ваши добрые сердца, Зинаида, Сергий, Алексий, Нина! А вот что со мной: 30 сентября с.г. Господь посетил меня новым испытанием — перед Литургией я сломал левую
руку — лучевую и локтевую кость в четырех местах… Боль была неимоверной…»
Многие письма написаны на красивых вьетнамских открытках, украшенных пейзажами или натюрмортами, написанными от
руки акварелью, или даже тончайшей шелковой вышивкой по тонкой ткани, вклеенной в картонную рамку. Такие открытки не были тогда редкостью в Средней Азии, сегодня же каждая из них уникальна. Здесь же — фотографии Успенского собора с надписью «Христос Воскресе!», надписанные крупным красивым почерком. В начале 70-х появляются наборы открыток издательства «Советский художник» с шедеврами русской иконописи и живописи. И письма отца Феодора приобретают новую форму. «11 марта 1971 г. Дорогие мои! Вчера получил Ваши открыточки — очень рад и благодарен. Владыка как живой, удачный снимок.
Я очень страдаю, ни днем ни ночью нет покоя от больных ног. Вопреки запрету врачей я вынужден был встать и организовать похороны владыки Гавриила, и встречу нового архиепископа. Теперь мучаюсь. Надеюсь на милость Божию».
«16 марта 1973 г. Дорогие мои Зинаида и Сергий! Получил вчера Ваше тревожное письмо о предстоящей операции Нины. Сегодня,
как умею, начал просить Господа о даровании ей благополучного ведения операции, а быть может и о миновании вовсе операции…
Бог милостив. Будем усердно молиться Господу и Его Пречистой Матери, и великомученику целителю Пантелеимону. А Вы, пожалуйста, извещайте меня о ходе болезни… Как дети вверимся нашему Небесному Отцу…»
Последнее письмо помечено третьим января 1975 года. Это поздравление с праздником Рождества Христова и одновременно сообщение о том, что по состоянию здоровья отцу Федору необходимо «немедленно ложиться в больницу, …Владыка позвонил Кате, и она уже договорилась, что положат меня в Москве… Срочно поездом выезжаем 10 января. Осените меня крестным знамением. Не знаю, что и как будет».
Как рассказала Нина Сергеевна, отец Феодор скончался в поезде «Ташкент-Москва» 11 января 1975 года. 17 января чин отпевания священника совершил епископ Подольский Серапион в сослужении архимандрита Германа, приехавшего из села Шеметово Московской области. Отец Герман все эти годы поддерживал связь с отцом Феодором. Протоиерея Феодора Семененко похоронили на кладбище города Щелково близ Никольского храма в Жегалове.
…«В далёком детстве я бумажную звезду
В Рождественскую ночь торжественно носил,
С ребятами я пел наивно «коляду»
И с чистой совестью подарочек просил…
Прошли года… Теперь я с головой седой
Пред Божьим алтарем гимн Рождеству пою;
Смиренно преклонясь пред Горнею Звездой,
В Небесный Вифлеем я шлю мольбу мою:
Я Господа прошу, молитв чтоб скромный дар
Вертепа Райского, как дар волхвов, настиг,
Чтоб в сердце не потух высоких чувств пожар,
Чтоб грех не побеждали на единый миг.
Всегда чтоб, день и ночь,
Христос мне был Звездой
И светочем благим на жизненном пути.
Чтоб я, опутанный греховной суетой,
Дерзал надеяться до Райских врат дойти».
Это стихотворение — из письма отца Феодора Протасовым, написанного за семь лет до кончины, в канун Христова Рождества 1967 года.
…Рассказывая о своих родных, Нина Сергеевна приносит альбом со старинными фотографиями. Когда открывает его, я не могу сдержать возглас удивления: на первой странице альбома фото епископа Андрея, князя Ухтомского (родного старшего брата академика Алексея Алексеевича Ухтомского, имя которого знакомо каждому рыбинцу). Оказывается, епископ Андрей
Ухтомский еще в Казани был духовным отцом Ольги Матвеевны Сокольской, бабушки Нины Сергеевны. Он помог Ольге Матвеевне пережить тяжелую утрату — смерть мужа (в 1907 году) и сына (в 1911-м), и вернуться к жизни, чтобы вырастить и поставить на ноги пятерых детей. Начавшись задолго до революции, эта духовная связь не прервалась и позднее, когда, будучи уже епископом
Уфимским, владыка Андрей бывал в Ташкенте и Самарканде, где в ту пору жила семья Ольги Матвеевны Сокольской. Вспомним, что именно епископ Андрей в 1923 году принял решение совершить хиротонию будущего святителя Луки Войно-Ясенецкого, но при отсутствии второго епископа в Ташкенте направил священника-хирурга в Педжикент с письмом к двум находившимся там
преосвященным — Даниилу и Василию… А святитель Лука в семье Борисовых почитаем особо — по сей день в Ташкенте здравствует двоюродный брат Нины Сергеевны, Николай Павлович Гомолицкий, который в своем семейном архиве
хранит написанные рукой святителя Луки рецепты и его фотографию, на обороте которой сделанная рукой епископа-врача надпись — посвящение семье Гомолицких.
Сегодня у Сокольских-Протасовых-Борисовых-Зрюмовых под одним кровом живет четыре поколения семьи. Рядом с Ниной Сер-
геевной живут четверо правнуков.Когда-нибудь придет их черед хранить семейные реликвии, — фотографии и письма прежних лет, а главное — хранить саму животворную атмосферу любви, тепла и молитвенной памяти, хранить православную веру.
Анна Романова,
«Рыбная слобода», №1 (19).
Дата публикации на сайте — 1 декабря 2024 года.