25 июня 2025 года исполнится 150 лет со дня рождения академика Алексея Алексеевича Ухтомского. К этой дате вышли и выходят в свет несколько интереснейших изданий и публикаций. Сегодня представляем одно из них — монографию «Живое знание», инициатором, редактором и составителем которого стала доктор биологических наук, профессор Санкт-Петербургского университета Людмила Соколова. В качестве путеводителя по этой замечательной книге предлагаем нашим читателям предисловие к изданию, которое мы публикуем с разрешения автора.

Людмила Владимировна Соколова, доктор биологических наук, профессор Санкт-Петербургского университета
«Коллективная монография «Живое знание: Этика. Религия. Наука» подготовлена в преддверии празднования 150-летнего юбилея Алексея Алексеевича Ухтомского.
Иван Михайлович Сеченов, отец русской физиологии, некогда высказал мысль о том, что в деятельности великих людей, начинающих собой новые эпохи в области научной мысли, есть всегда две стороны, одинаково драгоценные для потомков: итоги их реформаторской деятельности и тот путь, которым шла их мысль. Стараясь воплотить эту установку, авторы монографии, пожалуй впервые, предприняли попытку представить жизненный путь и творческое наследие А. А. Ухтомского в неразрывном контексте его научных и духовных исканий; показать теснейшую взаимосвязь научных и религиозных истоков его главного
детища — учения о доминанте, которое легло в основу создания им концептуально иной, интегральной науки о человеке, открывающей сегодня новые перспективы в области человекознания.
Вторая, не менее важная, задача состояла в демонстрации высокой актуальности использования творческого наследия ученого для решения насущных проблем современной науки, культуры и образования. Многогранность и в то же время удивительная целостность самой личности Ухтомского, потрясающая полифония и значимость выдвинутых им идей и представлений диктовала
необходимость и столь же целостного подхода к освещению его жизни и творчества и осмыслению оставленного им наследия.
Это нашло отражение в подборе авторского коллектива мемориального издания, среди членов которого и ученые ведущих
российских вузов (Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, Санкт-Петербургского государственного университета), и представители академических институтов (Институт русской литературы /Пушкинский дом/ РАН), и работники крупнейших музеев нашей страны (Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге), и представители сферы среднего образования — преподаватели и методисты школ Ярославля и Рыбинска, а также независимые исследователи России и стран зарубежья (США). Хочется особо отметить, что в создании книги приняли самое заинтересованное участие и представители Московской и Петербургской митрополий Русской православной церкви — и этот состоявшийся «диалог» мы считаем принципиально важным.
Книга состоит из четырех разделов. Первый из них — «Войти в разум бытия», открывает глава «Кто ты, человек: Пролегомены
к “небесной физиологииˮ А. А. Ухтомского» (Л. В. Соколова), где показана история развития его представлений о неразрывной связи Души и Природы, телесного и духовно-нравственного начал в человеке. Трудно найти человека, в котором бы так мощно переплелись поиски собственного пути в жизни и того, что было сделано им на научном поприще. Вехи биографии Ухтомского лишь отражают основную «мелодию» его жизни: попытку найти свой путь к познанию Истины, стремление соединить, казалось бы, несоединимое — науку и религию, Веру и Разум в едином процессе познания человеком Бытия.
А. А. Ухтомский — это еще до конца не раскрытая нами страница отечественной науки и культуры. Долгие годы его имя оставалось под неким негласным запретом, и одной из главных причин тому была глубокая религиозность ученого, пронизывающая не только его личную жизнь, но и все его творчество. Уловленная им еще в юности «нить Ариадны» вывела его на магистральный путь русской философской традиции, и решение ее вечных вопросов — об Истине, Добре и
Зле, о нравственных корнях человека, об истоках и родниках подлинной духовности, о смысле истории и бытия — шло не только в
русле верности заветам святоотеческого предания, но и было попыткой сказать свое, новое слово. Сформулированное Ухтомским
учение о доминанте связывает в единое целое иерархически построенную систему взаимоотношений человека с миром, начиная
с клеточных механизмов жизнедеятельности и кончая принципами организации высших духовных и социальных установок личности и общества, и немаловажную роль в обосновании созданной им концепции человека сыграло религиозное сознание.
Глава «“Профессор-странникˮ: Усвоение христианства, усвоение ритма и зрелая наука А. А. Ухтомского» (Э. Филиппова, Д. Тодес) посвящена чрезвычайно важной и ранее не затрагиваемой проблеме — связи научных работ А. А. Ухтомского с его религиозной мыслью и практикой, что является ключевым моментом в определении истоков творческого наследия ученого. Постоянно перемещаясь в мысли между миром религии и миром науки, Ухтомский при этом везде и всегда оставался глубоко верующим искателем единой высшей Истины, пытаясь сблизить пути данных нам двух «сокровищниц мысли». При этом идеи православия не только влияли и во многом определяли научное мышление А. А. Ухтомского, формируя вектор его философских и естественно-научных исканий, но выведенные ученым физиологические и психологические конструкты обогащали и его религиозную веру.
Столь же неразработанной и для многих закрытой ранее темой является и сама религиозная жизнь А. А. Ухтомского. Впервые эта важнейшая сторона его судьбы получает свое достойное освещение в главе протоиерея Евгения Саранчи «Участие князя
А. А. Ухтомского в жизни санкт-петербургского и Всероссийского единоверия в 1905–1918 гг.», в которой предпринята попытка осветить значимые события в истории санкт-петербургского и Всероссийского единоверия начала двадцатого
века и участие в них А. А. Ухтомского, что помогает глубже постичь его личность и полнее раскрыть многогранную деятельность ученого на духовном поприще.
Имя А. А. Ухтомского — автора учения о доминанте как важнейшем факторе формирования целенаправленного поведения, сегодня прочно вошло в историю отечественной физиологии, но с большим запозданием занимает ныне свое заслуженное место в ряду мыслителей русского религиозного возрождения первой половины XX века. Богословие не было «побочным» интересом в жизни ученого, напротив, богословские смыслы вдохновляли всю его жизнь, и в особенной степени — его интенсивную научную деятельность. В главе иеромонаха Тихона (Васильева) «Роль святоотеческого наследия в мировоззрении и научной деятельности А. А. Ухтомского в свете современных дебатов о методологии православной теологии» освещаются нетолько теологические аспекты в творчестве А. А. Ухтомского, но предпринимается попытка ввести его мысль в контекст современных дебатов о методе теологии. Такой подход позволяет, с одной стороны, представить целостную оценку наследия А. А. Ухтомского, не разделяя искусственно его мысль на «естественно-научную» и «религиозно-философскую», а с другой — демонстрирует актуальность его наследия как в контексте идей его современников, мыслителей Серебряного века русской культуры, так и для нашего времени.
Второй раздел книги — «Природа наша делаема», открывает глава «Доминанты деятельного мозга: Задачи образования и законы доминанты» (Л. П. Павлова), в которой обосновывается глубокая эвристическая ценность принципа доминанты для понимания единой картины мира и построения общей психофизиологической теории. Автором предпринята попытка дать целостную картину разнообразных проявлений доминанты, начиная с закономерностей функционирования мозга человека, в которых отражается принципиальное существование диссимметрии в природе, до частного, практического (но крайне важного!)
обоснования актуальности использования учения о доминанте в свете решения задач воспитания и образования подрастающего
поколения. Концепция доминанты заложила фундамент развития новой области человекознания — психофизиологии деятельности, которая содержит колоссальный творческий потенциал для целостного осмысления фактов, накапливаемых в естественно-научных и гуманитарных дисциплинах, что позволяет более глубоко понять сущность и задачи системного подхода к
проблеме человека и обосновать его роль как объекта познания.
На обоснование огромного эвристического потенциала наследия А. А. Ухтомского направлена и глава «А. А. Ухтомский и поиски выхода из кризиса психологии» (В. А. Мазилов), в которой дается анализ психологических взглядов и идей великого ученого в их сопоставлении с современным уровнем развития этой области знаний и показывается высокая степень актуальности обращения к творческому наследию ученого для преодоления явного кризиса в современной психологии, во многом связанного
с отсутствием единого понимания предмета исследования на фоне все более углубляющейся дифференциации психологических знаний. Выход из этого кризиса автор видит в обращении к наследию А. А. Ухтомского с его установкой на изучение человека как целостного телесно-духовного организма, в котором именно духовные составляющие являются определяющими.
Сейчас многими признается настоятельная необходимость тесной интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний, налаживание полноценного диалога между ними, поскольку именно на стыке разных научных дисциплин возникают новые подходы, открываются новые возможности и перспективы для проникновения в самую суть мироустройства, для понимания миссии и возможностей человека в познании самого себя.
Говоря о творческом наследии А. А. Ухтомского, и прежде всего о разработанном им принципе доминанты как некоем эмпирическом законе, который дает знать о себе на разных уровнях организации живого, нельзя обойти вниманием и такое всеобъемлющее понятие, как «культура». Доминанты определяют не только целенаправленный характер нашего поведения, специфику восприятия человеком окружающего мира — они действуют и на уровне культуры, формируя основу самосознания и
самоидентификации человека. Это отражено в главе «Доминанты традиционной культуры» (А. Ф. Некрылова), которая являет
собой одну из первых попыток с современных позиций осмыслить традиционную культуру сквозь призму фундаментальных
идей А. А. Ухтомского. На примере фольклорного и этнографического материала дается иллюстрация реального действия и
жизнеспособности подобных императивов традиционной культуры — своего рода культурных доминант, во многом формирующих «духовный костяк» жизни сообщества и предопределяющих поведение людей, восприятие и оценку ими событий и в
целом вектор выстраивания человечеством своего будущего.
Осмыслению роли «культурных доминант» в жизни социума посвящена и глава «Доминанта как социокультурный феномен» (Г. В. Парамонов), в которой подчеркивается, что доминанта проявляется в определенном типе отношений человека с
окружающим миром, в его языке и культуре. Основываясь на социокультурных, специальных лингвистических и педагогических исследованиях специфики восприятия человеком внешнего для него мира, предлагается социокультурная типология языковых личностей и пространств их общения, которые сформировались на протяжении более 40 тысяч лет истории человечества.
Третий раздел книги — «Как слово наше отзовется», ставит задачей показать высокую перспективность приложения научного и духовного наследия А. А. Ухтомского к практике современного образования и воспитания, в частности к решению важных
проблем в области литературоведения и педагогики. Глава «Этическое учение А. А. Ухтомского как основа изучения русской словесности (на материале произведений Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого)» (Е. А. Федорова) построена на основе изучения дневников и записных книжек Ухтомского, его заметок на полях книг, при этом задачей ставится показать генез этического учения Ухтомского, его связь со святоотеческим наследием и с русской классической словесностью. Введение Ухтомским таких категорий, как Двойник, Собеседник, Принцип доминанты, Хронотоп, позволяет выявить не только универсальные законы человеческого существования, но и раскрыть духовные доминанты русского народа.
В главе «Актуальные проблемы литературоведения сквозь призму учения А. А. Ухтомского о доминанте» (О. Н. Виноградова) идеи Ухтомского рассматриваются в рамках парадигмы современных исследований проблем литературоведения. В частности, обосновывается роль доминанты при определении жанра произведения, при уяснении смысла написанного и цели написания, что, в конечном итоге, приводит к лучшему пониманию личности самого автора. Разбирая учение о доминанте в свете
решении проблемы «автор–текст–читатель», на конкретных примерах дается представление о доминантном процессе автора
текста и видах проявления доминанты.
Глава «Наследие академика А. А. Ухтомского для выхода из кризиса педагогики первой четверти XXI века» (В. В. Юдин) посвящена анализу современного состояния педагогики — науки о воспитании и обучении человека, которое квалифицируется как
кризисное, поскольку научно-исследовательские разработки в этой области не обеспечивают прорыва в решении насущных
задач образования из-за нехватки имеющегося категориального аппарата для их осуществления. Обосновывается необходимость
включения в официальную систему категорий педагогической дидактики таких социально востребованных сегодня понятий,
как Событие, Смысл, Совесть, Идентификация и Предназначение человека, что в целом позволит сформировать смыслоориентированный, или духовный, тип образования, предполагающий необходимость нового прочтения Человека. Во многом эта «новая дидактика» должна базироваться на научном и духовном наследии А. А. Ухтомского, на активном освоении его
учения о единой биосоциокультурной природе человека. Предложенная Ухтомским совершенно новая смысловая категория —
«Доминанта на Лицо другого» — должна стать образовательной целью педагогики духовного уровня.
Четвертый раздел книги — «Хранители памяти», открывается главой «Мемориальный Дом-музей академика А. А. Ухтомского: взгляд в будущее» (О. С. Гожалимова, Е. И. Плотникова). 2025 год станет юбилейным не только для А. А. Ухтомского — в
этом году общественность отметит и 35-летие со дня открытия Мемориального Дома-музея ученого в Рыбинске. В главе представлена краткая история создания этого музея, обозначаются основные принципы размещения его экспозиции, отражающей
неразрывное единство всех граней жизни и деятельности А. А. Ухтомского. При этом особое место уделяется перспективам развития музея, в частности его работе в области просветительской деятельности.
Говоря о настоящем и будущем этого единственного в нашей стране музея А. А. Ухтомского, мы не могли не воздать
должное людям, стоявшим у самых истоков его создания. Этому посвящена глава «На пути к Заслуженному собеседнику»
(А. В. Романова), в которой представлены материалы о роли ключевых участников истории создания Мемориального Дома-музея ученого в Рыбинске, для которых идея сохранения и продвижения научного и духовного наследия А. А. Ухтомского,
глубокое понимание уникальности и значимости его личности в истории отечественной и мировой культуры стали путевоводной
звездой и на их собственном жизненном пути, определив главный вектор подвижнической деятельности.
Глава «Библиотека академика князя А. А. Ухтомского» (Н. И. Николаев) продолжает разговор о важности сохранения
творческого наследия этого великого ученого. В ней представлена не только история создания и судьба (порой трагическая!)
книжного собрания А. А. Ухтомского, ныне хранящегося в Научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского
государственного университета, но и приводится краткий обзор этого книжного собрания, дающий представление о потрясающей полифонии интересов ученого. Но главное — благодаря многочисленным пометкам на полях книг библиотека
А. А. Ухтомского является сегодня для исследователей неиссякаемой базой для изучения его жизни и творчества.
До недавнего времени вне сферы внимания оставалась и история создания еще одного — иконописного — собрания
А. А. Ухтомского. Глубокий знаток истории Церкви, тонкий ценитель древнерусского церковного искусства, Ухтомский на
протяжении многих лет собирал иконы выдающихся мастеров, особое внимание уделяя их смысловому и стилистическому
уровню, и сам писал иконы, опираясь на канонические образцы. В главе «Иконы из собрания академика А. А. Ухтомского в коллекции Государственного музея истории религии» (А. С. Мутина) представлены основные памятники в составе
этого собрания и прослеживается их связь с духовными исканиями А. А. Ухтомского. Икона как отражение в живописной форме законов бытия человека, его связи с миром божественным, духовным не была оторвана и от его научных изысканий, подпитывая их новыми идеями и образами.
Бережное сохранение памяти о прошлом является индикатором духовного здоровья общества — сегодня это звучит уже как
аксиома. Но сохраняя память об А. А. Ухтомском, мы не должны забывать и о роде, к которому он принадлежал — древнейшем княжеском роде России, многие представители которого своими делами служили на благо Отечества, его сохранения и
процветания, и тем самым оставили свой достойный след в истории России. Ухтомский всегда гордился принадлежностью к
своему роду, равно как и возможностью продолжить начатое предками дело — служить России. «Я целиком и безраздельно
принадлежу родине и родному народу и никому более, — писал он, — им принадлежат мои помышления и душевные болезни».
Глава «Мои Ухтомские — известные и неизвестные» (Н. И. Колева) как плод многолетних поисков автором архивных
материалов по истории рода князей Ухтомских, раскрывая для нас лица и судьбы многих из них, и завершает эту книгу.
Сегодня своеобразным заветом звучат слова Алексея Алексеевича Ухтомского о неразрывной связи времен: «Из следов
протекшего вырастают доминанты и побуждения настоящего, для того чтобы предопределить будущее». Мы надеемся, что
подготовленное нами мемориальное издание «Живое знание: Этика. Религия. Наука» станет для многих началом подлинного
«открытия» Ухтомского, во всей полноте и многогранности оставленного им научного и духовного наследия, помогая каждому из нас и обществу в целом выстроить необходимые векторы будущего развития.
Л. В. Соколова, д. б. н., проф. СПбГУ