Ольга Васильева.
Семнадцать дней была в пути по ярославской земле чудотворная Казанская икона Божией Матери, пребывающая ныне в Казанском монастыре Ярославля. В 1588 году явление Казанской иконы произошло в городе Романове (на левом берегу сегодняшнего Тутаева), там, где ныне над Волгой стоит романовский Казанский собор. И традиция крестного хода с Казанской иконой восходит к XVIII веку. Однако первоначальная икона была утрачена в годы лихолетья. Прервалась и традиция крестных ходов. Сохранился лишь чудотворный список с Ярославской Казанской иконы Божией Матери, выполненный сестрами обители в иконописной-золотошвейной мастерской монастыря до 1918 г.. Его-то и передал в ярославский Казанский монастырь архиепископ Михей (Хархаров). Именно эту икону теперь ежегодно в июльские дни, в преддверии летнего праздника Казанской иконы Божией Матери, крестным ходом несут по городам и поселкам ярославской земли. Вдохновителем и попечителем возобновления традиции Казанского крестного хода был митрофорный протоирей Николай Лихоманов, ныне — епископ Рыбинский и Угличский Вениамин. Тот первый по возобновлении Крестный ход 12 лет назад он полностью прошел от начала и до конца, и сказал: «Если Крестный ход затронул хоть одну душу, то он прошёл не зря».
Тех, кто решился на подвиг — прошел вместе с чудотворной иконой весь путь, в этом году было семнадцать человек. Остальные же сотни и тысячи земляков встречали и провожали «Заступницу усердную» в каждом городе, поселке, в каждой деревне на пути следования Крестного хода. Среди таких участников была и Ольга Николаевна Васильева, рассказавшая читателям «Рыбинской среды» о том, что видела сама и слышала от других участников Казанского Крестного хода.
Второй год Казанская икона Божией Матери обходит Рыбинский район. Первыми её встречают жители д. Дюдьково. Деревня находится в 25 километрах от г. Рыбинска и в 15 — от Тутаева (Романова-Борисоглебска), на территории Октябрьского сельского поселения (глава Николай Григорьевич Ситников). Несмотря на формальный статус деревни, это фактически посёлок с многоквартирными благоустроенными домами. В д. Дюдьково проживает около 2-х тысяч жителей, есть средняя школа, центр досуга, библиотека, детский сад, медицинская амбулатория, отделение сбербанка, почта, парикмахерская, несколько торговых точек. Недалеко от посёлка расположены свинокомплекс «Залесье» и крупное птицеводческое хозяйство «Ярославский бройлер» — место работы более половины взрослого населения.
Я хорошо помню, как взволновало всех прихожан в прошлом году известие о том, что в храм Благовещения Пресвятой Богородицы храм прибудут участники крестного хода из Ярославля и принесут чудотворную икону Казанской Божией Матери. Это было Событие! Алексей Николаевич Реуцкий, распорядитель Крестного хода, прислал за нами машину, и мы прибыли к границе с Тутаевским районом. Мы встретили Ход там и шли за Богородицей вместе со всеми более семи километров. Для меня это было самым ярким впечатлением прошлого лета.
Для Благовещенского храма ярославский Крестный ход стал главным событием года. Прихожане восприняли его как благословение Божией Матери. И в этот раз прихожане храма уже знали, как нужно организовывать встречу. Потому волнений было меньше, но хлопот больше: хотелось укоренить появившуюся добрую традицию. Очень большую помощь оказала администрация поселения в организации обеда, завтрака, ночлега и в д. Дюдьково, и в п. Октябрьском.
9 июля желающие встречать Крестный ход собрались в храме, взяли иконы и хоругви и поспешили к трассе Ярославль – Рыбинск (от посёлка до поворота на дорогу около километра). Прибыл иерей Евгений Дворников, настоятель будущего Вознесенского храма в п. Песочное. Очень хотелось встретить пораньше, но не случилось, как сказала более всех досадовшая на это обстоятельство Ирина Сергеева, — «не заслужили». И вот вдали показались крестоходцы. Всё ближе и ближе… Идут очень быстро. Впечатление от скорости хода я слышала от всех, пока находилась рядом с Крестным ходом. Но у меня первое ощущение несколько другое: с пением и хоругвями, усталые и запылённые, идут солдаты, пережившие бой. Воины Христовы. Потом это впечатление подтвердил Алексей Николаевич Реуцкий, назвавший свои сообщения на сайт «фронтовыми репортажами». Много параллелей: основной костяк – около 50 человек (восемь мужчин, остальные женщины), постоянно присоединяются и уходят другие бойцы-крестоходцы. Не каждый способен пройти более 170 км за 17 дней, да ещё не забудем о ежедневном стоянии на молебнах, всенощных, литургиях. Кроме того, им нужно быть готовыми к любым погодным условиям, к походному краткому отдыху.
… И вот вторая половина дня 9 июля, примерно 16.30. Пройдено 22 километра. Иерей Василий Мозяков, благочинный приходов Романово-Борисоглебского округа и настоятель Воскресенского собора г. Тутаева передаёт «полномочия» иерею Евгению Дворникову. Но главное – Икона. На носилках, под голубым покровом, в венке из цветов – «Заступница усердная, Мати Господа Вышняго…». Это Сердце хода, отсюда идёт помощь и «заступление» всем – и тем, кто движется вместе с Ней, и тем, кто только стоит на обочине дороги, провожая Её взглядом.
Потом я задала провокационный вопрос жительницам г. Тутаева Любови, второй год участвующей в Ходе, и Валентине, крестоходке с пятилетним стажем: «Зачем вы идёте? Ведь, наверное, ноги очень устали!». Они дружно и радостно воскликнули: «За Божьей Матерью идти – праздник! Она зовёт — и идёшь, и испытываешь радость от покаяния, молишься о спасении своей души и близких».
Идём к д. Дюдьково, поём: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий! Богородицею помилуй нас!». Необыкновенное ощущение причастности к чему-то очень важному. Остановка у дома № 5. Подходят жители посёлка, берут друг у друга платочки, прикладываются к иконам Толгской Божией Матери (её, украшенную цветами, держит в руках монахиня Нектария) и Казанской, проходят под иконой, сетуют на то, что соседи и близкие, хотевшие встретить образ Богородицы, ещё не приехали с работы. И можно бы потом опоздавшим подняться в храм, но пришли на всенощную очень немногие. И не все идущие навстречу иконе захотели приложиться к ней, особенно мужчины. Поневоле вспоминаешь о том, что на воскресном богослужении в храме из почти двух тысяч бывает от 20 до 30 человек. А благодать Божия даётся тому, кто сердце своё обращает к Нему.
На другой день икона шла мимо нашей деревни Приволжье. Я обегала соседей, сообщила им новость, но Антонина Семёновна Тамонова, всегда скептически относившаяся к моим рассказам о «божественном», сославшись на нездоровье, отказалась пойти к иконе. Я поспешила к Ходу, встретила его, смотрю – бежит соседка, нарядная, в платочке. Потом рассказывает: «Слышу – запели… У меня и слёзы ручьём! Приложилась, да мне ещё и крестик дали».
Миновали крестоходцы посёлок, спустились вниз, перешли по мосту родниковую и очень чистую когда-то речку Плесну, которая бежит по камушкам, останавливаясь в омуточках, среди кустарниковых зарослей в Волгу. Поднялись на высокий холм. Вот и полуразрушенные Святые врата с часовней (надеемся, что в этом году начнётся их реставрация: уже и мастера есть). МогиласвященникаПетра Сперанского, руководившего реконструкцией деревянного Никольского храма к его трёхсотлетию у алтаря. Сам храм разрушен, на месте престола – Крест, бывший когда-то на куполе, территория алтаря огорожена. Звон недавно приобретённых колоколов приветствует Царицу Небесную, вход в храм устлан цветами. Здесь после всенощной Богородица останется ночевать под бдительным присмотром Своего Сына, инокини Сусанны и послушниц Ольги и Фотинии. До всенощной участники Хода осматривают храм, прикладываются к святому Животворящему Кресту Господню, обрамлённому чеканной ризой с изображением Страстей Христовых. Оказали большое впечатление на гостей иконы Казанской Божией Матери и святого великомученика Пантелеимона, переданные в храм в середине 20-го века нашим земляком схиархимандритом Илианом (Сорокиным), игуменом Свято-Пантелеимонова монастыря, со святой горы Афон. Особенно заинтересовались старинным надгробием блаженного старца Петра, почившего в 18-ом веке. Надписи на плите мы пока не смогли разобрать. Быстро разобрали буклеты, отпечатанные в местной школе и принесённые в храм директором Винокуровой Екатериной Александровной.
Заканчивается всенощная, и предельно уставшие участники Хода отправляются на трапезу. Одних кормят в трапезной возле храма, большинство спускается в посёлок, в кафе «Ника». — Ещё один пример бескорыстия, действия благодати Божией на людей, которые, как нам кажется, далеки от церкви. Из собранных прихожанами продуктов совершенно бесплатно владелица кафе Ирина Никулина и её работники Елена Петросян, Светлана Скобелева, Любовь Макеенок приготовили недорогую, но вкусную постную трапезу и сами обслужили всех гостей. Директор Дюдьковского центра досуга Елена Борисовна Носова приняла крестоходцев на ночлег в чисто вымытом спортивном зале. Слава Богу за всё!
…10 июля 2013 года. Девятый день пути. Двенадцатый час дня. После окончания литургии в Благовещенском храме и прощального чаепития Крестный ход вышел из д. Дюдьково и, минуя трассу, повернул на просёлочную дорогу. Я, моя восьмилетняя внучка Татьяна и две участницы Хода Ирина (14 лет) и Ксения (9 лет) Ледянкины, которых мы забрали ночевать на свою дачу, встречаем крестоходцев недалеко от д. Приволжье. Моя задача – по полевой дороге провести Ход в п. Песочное кратчайшим путём. Дорога неоднократно нами проверена, это поручение мы с внучкой выполняем второй год и рады внести крохотную лепту в большое дело. Через 15 минут очень быстрой ходьбы Крестный ход вступает на ул. Пушкинскую п. Песочное, затем спускается вниз к Волге, в центр посёлка. Песоченцы встречают нас на улицах, поэтому приходится часто останавливаться, чтобы они приложились к чудотворной иконе Казанской Божией Матери. Священник Евгений Дворников щедро окропляет всех святой водой.
Песочное – отдельное сельское поселение (глава округа Александр Николаевич Яшицев). Градообразующим предприятием является ЗАО «Первомайский фарфор», к сожалению, не работающее. На территории поселка находятся такие же социальные учреждения, как и в д. Дюдьково, да ещё дом детского творчества, спортивная школа, центр социального обслуживания и даже баня. Проживает в посёлке более двух с половиной тысяч человек.
Когда-то там было четыре храма. Их безжалостно уничтожили в безбожные годы. Верующие песоченцы стали ходить в Благовещенский храм. Появилась духовная нить, связующая два посёлка. Некоторое время в Песочном жил священник нашего храма о. Сергий Вишневский: там есть принадлежащий приходу дом. Ерофеева Зоя Фёдоровна долгие годы работала в Благовещенской церкви. Возле входа в наш храм находятся могилы большой верующей семьи Розановых, родственников звенигородского архимандрита Иеронима, спасших в ссылке от голодной смерти священника Благовещенского храма протоиерея Михаила Сретенского, духовного сына отца Иоанна Кронштадтского. Архимандрит Иероним вспоминает, как мальчиком бегал украдкой (мать его работала учительницей – её могли уволить) по волжскому берегу из Песочного в храм Благовещения. Почти на каждую службу приходит Галина Николаевна Тучкова, приводит своих односельчанок Зобову Валентину Михайловну, Санникову Людмилу Васильевну, Шлейкину Алевтину, бывает по двунадесятым праздникам племянница афонского старца Илиана Антонина Алексеевна Сивакова.
Но тоска по своему утраченному храму живёт в людях. Появилась надежда на возрождение в посёлке молитвенной жизни. Большую работу по изучению истории посёлка, подготовке строительства храма проводит местный краевед Ямщиков Алексей Александрович. На молебен перед иконой Казанской Богородицы, совершённый на месте будущего Вознесенского храма, собралось более пятидесяти жителей Песочного.
После завершения богослужения я поинтересовалась мнением жителей о происходящем. Одна из них, Татьяна, ответила: «Храм изменит духовную жизнь людей. Страшный враг семьи – пьянство. У меня два сына пьют. Может, удастся их отмолить?» Стоящий рядом с ней мужчина по имени Владимир добавил: «Погиб старший сын Юрий – моя надежда и опора. А младший Сергей пьёт. Нужен в посёлке храм».
Когда мы шли по посёлку, к Ходу присоединилась необычная пара: пожилая полная женщина с яркими жёлтыми лилиями, в тёплой кофте, несмотря на жару, на коляске, которую быстро вёз крепкий высокий мужчина в майке. Потом раба Божия Валентина, как она мне представилась, рассказала: «Мне 68 лет. В Тутаев мы приехали из Брянска, с Чернобыля, еще в 1990-ом году. Стали ходить в Воскресенский собор. Молились, акафисты пели. Венчал нас с Николаем архимандрит Вениамин. В Песочном – с 1997 года. Бывала и в Спасо-Преображенском соборе. Сейчас болею ревматоидным артритом, уже три года на коляске. Приезжают священники из Тутаева, соборуют, причащают. Теперь о. Евгений окормляет. Не оставят без молитвенной помощи. С радостью узнала сообщение о строительстве храма в Песочном. На Вознесение Господне побывала здесь на литургии, которую служил владыка Вениамин. То ли на небе была, то ли на земле… Сегодня позвала Богородица — пришла поговорить с Ней, попросить о прощении грехов, о спасении душ близких и всех, особенно молодёжи».
Пока крестоходцы трапезничали (песоченцы очень гостеприимны, да и администрация поселения не осталась в стороне) и отдыхали, я подошла к некоторым участникам хода. Меня интересовали два вопроса: их мнение о встрече Хода и причинах участия в нём. Пожилая женщина в тёмном платке и таком же тёмном платье, похожая на послушницу, была с мальчиком лет шести (он, я вспомнила, громко и напористо командовал девочками, бившими в медные пластины впереди Хода). «Я Валентина. Иду из Ярославля. Казанская – покровительница всей нашей семьи, — охотно, с приветливой улыбкой отозвалась она. – Она подняла на ноги моего парализованного зятя, внука Иоанна, долго не ходившего. Я сама пережила два инфаркта и вот, слава Господу, хожу уже восьмой год, хоть мне уже 61 год, нынче – с младенцем Иоанном. Она, Благодетельница, даже квартиру мне помогла купить. Хочется ещё сказать, что встречают люди нас с теплом и добротой, будто мы пришли домой. А нынче я спала с внуком в Благовещенском храме, проснулись – оказывается, на потолке над ним изображён святой его покровитель Иоанн Креститель. А какой у вас замечательный батюшка! Сама благодать!».
Татьяна тоже из Ярославля: «Участвую второй год. Хочу получить Божию помощь для себя и близких. Три года назад в тяжёлый период жизни пришла в Казанский храм. Хотелось с кем-то поделиться. Навстречу матушка Екатерина. Благословила исповедаться и причаститься. Ходила, молилась иконе Казанской Божией Матери. И она спасла меня». Крестоходка Вероника из Москвы, отметила, что принимают очень хорошо, а на вопрос о причине участия в Ходе ответила кратко: «Надо. Дети есть. Страна есть».
В третьем часу дня крестоходцы отправились дальше, зашли по пути на «Ярославский бройлер», где их встретили работники крупнейшего в области комплекса по выращиванию птицы и руководитель Миссионерского отдела Рыбинской епархии и настоятель рыбинского храма Тихона Задонского иерей Алексий Зорин. В п. Октябрьский после вечернего богослужения, обильной и сытной трапезы, накрытой в зале администрации, и размещения на ночлег перед жителями посёлка и участниками Крестного хода выступили с православными песнопениями Галина Лупандина и Анатолий Батраков. Утром была совершена литургия в здании администрации (храма в посёлке с двухтысячным населением нет), и Крестный ход отправился в г. Рыбинск. Об этом я узнала потом из «фронтового репортажа» Алексея Николаевича Реуцкого, из его интервью, данного рыбинскому телевидению, выяснила, как было жарко и тяжело идти 11 июля, как пройдут ещё два дня пути. Рассмотрев фотографии, выложенные им в Интернете, увидела, как красиво шли крестоходцы вместе с рыбинцами и с епископом Рыбинским и Угличском Вениамином в полном облачении во главе.
…А тогда, 10 июля, мы с Таней шли по Песочному за Крестным ходом, всё более и более удалявшемся от нас. В дневном мареве мерно качались хоругви, за Ходом инокиня Неонила медленно, нажимая на педаль уставшей за долгий путь ногой, вела машину с вещами (на крытом кузове надпись – «Крестный ход!»). Мы возвращались в Приволжье. Повернули налево у автовокзала, долго шли мимо заводского забора, по улице Ленинской, потом вверх по Пушкинской… Вот и полевая дорога. Я поняла, что больше ни шагу не сделаю: варикоз и артроз решили дружно припомнить мне мой «стремительный полёт». Вдруг слышу голос внучки: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий…». Машинально подхватываю: «…Богородицею помилуй нас!». Почудилось: зашелестели хоругви над головой. Ясное июльское небо напомнило шёлковый покров над иконой Богородицы. Стало легче идти. Мы продолжили свой Крестный ход.