С 5 по 13 декабря в Рыбинске прошел Х Международный хоровой фестиваль имени Владислава Соколова. В десятый раз это замечательное событие вводит Рыбинск в самую гущу музыкальной жизни страны, и жители города получают уникальную возможность побывать на концертах и выступлениях прославленных певческих коллективов, приобщиться к высокому искусству хорового пения.
Открытие фестиваля состоялось 5 декабря в КДК «Переборы» — полный зал рыбинских слушателей с трепетом и радостью встретил выступление ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин». Деятельность этого коллектива за 25 лет с момента основания стала успешным масштабным проектом по сохранению, восстановлению и популяризации древнерусской музыки. Рыбинцам «Сирин» представил программу, в которой церковный знаменный распев чередовался с положенными на народную музыку стихами средневековых авторов. В них слушатели, затаив дыхание, слушали размышления о рождении, смерти, существовании Бога и первопричине мироздания.
Среди известных хоровых коллективов в Х Международном фестивале имени В.Г. Соколова в Рыбинске приняли участие мужской хор МИФИ (Москва), ансамбль мальчиков Капеллы Льва Сивухина (Нижний Новгород), камерный хор «Шереметев-центра» (Иваново). Третий год почётным президентом фестиваля является Павел Пожигайло, исполнительный директор Всероссийского хорового общества. Выступление хоров из Москвы, Нижнего Новгорода, Костромы, Иваново, Ярославля и Рыбинска прошло при поддержке Всероссийского хорового сообщества, департамента культуры Ярославской области, администрации города, Рыбинской епархии, РГАТУ имени Соловьева, гимназии №18 и творческого объединения «Соколята».
Работа ежегодного рыбинского фестиваля в этот раз включала в себя проведение муниципального этапа Всероссийского конкурса школьных хоров «Поют дети России».
Одним из самых ярких событий фестиваля стал хоровой собор, посвященный 100-летию преставления равноапостольного князя Владимира. Это событие, по традиции фестиваля Соколова, вновь провели в рыбинском Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Такое хоровое собрание посвящают духовным песнопениям, которые исполняют по очереди несколько хоров, вставшие по кругу в соборе. 12 декабря в хоровом соборе приняли участие Камерный хор «Ярославский спев» (под руководством Алексея Корнева, Ярославль), Камерный хор «Шереметев-центр» в ИГХУ (руководитель Евгений Бобров, Иваново), Академический мужской хор МИФИ (хормейстер Надежда Малявина, Москва), хор Спасо-Преображенского кафедрального собора (регент Любовь Кравченко, г. Рыбинск), хор «Отражение» гимназии №18 имени В.Г. Соколова (руководитель Наталия Тверикина-Халюто), хоры творческого объединения «Соколята» под управлением Сергея Шестерикова).
А 13 декабря утром на литургии в Спасо-Преображенском соборе пел мужской хор МИФИ. Прихожане тепло приняли певческий коллектив, а ключарь собора протоиерей Василий Денисов, со словами благодарности и доброго напутствия музыкантам, вручил руководителю хора в подарок книгу о рыбинских храмах и небольшую копию иконы Божией Матери «Недремлющее Око» — святыни рыбинского собора. Музыканты вдохновенно пропели «Многая лета», а по окончании литургии поднялись на колокольню, чтобы увидеть Рыбинск таким, каким его сто лет назад видел мальчишкой и прославленный хормейстер и наставник Владислав Соколов.
Хор МИФИ, может быть, особенно близок рыбинцам – этим коллективом руководит Надежда Васильевна Малявина, ученица Владислава Геннадиевича Соколова, а концертмейстер этого хора – Дмитрий Дмитриевич Семеновский, много лет работавший под руководством Соколова в Государственном Московском хоре. Д.Д. Семеновский – один из авторов и составителей вышедшей в 2011 году книги «Владислав Соколов. Жизнь в хоровом искусстве». «Рыбинская среда» не могла не воспользоваться редкой возможностью задать вопросы тем, кто лично знал Владислава Геннадиевича.
УЧЕНИКИ ВЛАДИСЛАВА СОКОЛОВА — О СУДЬБЕ МАСТЕРА И ЕГО ШКОЛЕ
— Надежда Васильевна, Дмитрий Дмитриевич, это правда, что вы учились у Владислава Геннадиевича Соколова?
Надежда Васильевна Малявина:
— Да. Вначале я поступила в Московскую консерваторию, это было в 1971 году, и класс хорового дирижирования у нас вел Владислав Геннадиевич Соколов. Он для нас был как небожитель. По окончании учебы я стала хормейстером в Государственном Московском хоре. Это для меня и моих коллег был целый большой этап жизни, который сформировал нас как профессионалов. Потому что именно здесь была ШКОЛА. Одно дело – пять лет быть студентом, учиться в вузе, набирать знания, общаться с Соколовым как с педагогом и хормейстером, и совсем другое – рядом с мастером день изо дня работать. Второе – это настоящий Божий Дар. В те годы мы много ездили на гастроли, много выступали. Хор состоял из вокалистов-профессионалов, окончивших музыкальные вузы. В нем было трое хормейстеров, работавших в составе хора, в том числе и я.
Наше общение не ограничивалось только работой. Мы не раз бывали у Владислава Геннадиевича дома, дружили. Он приглашал нас для того, чтобы показать нам свои новые произведения – ведь он же был и композитором!
А еще он был энциклопедически образован, и много рассказывал о том, о чем мы еще и понятия не имели. Так, например, мне запомнился его рассказ о родословной российских императоров буквально от Рюриковичей – в те годы информация такого рода не была доступна, и мы все, конечно, были потрясены его рассказом.
Дмитрий Дмитриевич Семеновский:
— А я окончил Московскую консерваторию в 1972 году, и мой педагог рекомендовал меня профессору Соколову, который и предложил мне сотрудничество в смешанном хоре. Уже через пять дней я аккомпанировал полный концерт в этом коллективе. С этого началось мое почти пятнадцатилетнее общение с маэстро. Чтобы быть на сцене с этим музыкантом, я не ограничил мою профессиональную деятельность работой хормейстера и стал концертирующим аккомпаниатором.
Впервые я увидел Владислава Геннадиевича в моем детстве – он приезжал к нам в Нижний Новгород с гастролями московского хора и сам дирижировал реквием Моцарта с такой силой, что публика неистовствовала. Это детское впечатление было настолько сильным, что все годы я стремился к общению с ним, и после армии поступая в Московскую консерваторию, подавал документы именно в его класс хорового дирижирования. Однако тогда я опоздал, и все места уже были заняты. Так что моя мечта осуществилась только в 1972 году.
— Вспоминал ли Владислав Геннадиевич в общении с вами о Рыбинске, о своих родителях?
Надежда Васильевна:
— О Рыбинске Владислав Геннадиевич вспоминал нередко. Запомнился его рассказ об одном из ярких воспоминаний детства. Когда маленький Слава, выходя со двора родного дома на улице Рабочей, 22 на улицу, распахивал калитку, то в этот момент всегда громко пел: «Мир всем!» — повторяя известный возглас священника во время литургии, и, по-видимому, повторяя действия отца, которые маленькому мальчику приходилось видеть ежедневно.
Дмитрий Дмитриевич:
— Об отце и Покровском храме Владислав Геннадиевич мог говорить с нами только дома. У него дома висел большой портрет отца. Последние годы жизни (да самой смерти в 1956 году) Геннадий Яковлевич Соколов жил у него, в Москве, и Владислав Геннадиевич рассказывал, что отец любил гулять в сквере у Рижского вокзала. Жили они в те годы недалеко – на Мещанской улице. В то время они жили в коммуналке, а в соседней комнате жила с семьей домработница Соколовых, Мария Андреевна. Уже позднее, после смерти отца, Владислав Геннадиевич получил квартиру в доме, построенном для композиторов, совсем рядом со зданием Московской консерватории, в Брюсовом переулке.
Что касается его энциклопедических знаний, то хочу добавить, что у Владислава Геннадиевича была обширная, просто бесценная библиотека. В частности, в этой библиотеке было полное собрание «Истории государства Российского» В. Карамзина 1896 года выпуска. Вообще, у Владислава Геннадиевича в его собрании было большое количество книг духовного содержания, а также художественной литературы, изданий по истории живописи и музыкальной литературы.
— Какова же сейчас судьба этой библиотеки?
Дмитрий Дмитриевич:
— Летом 1993 года представители консерватории сделали опись этого собрания, а потом передали всё единым фондом в музей музыкальной культуры имени Ф. Глинки. Однако этот фонд остается недоступным. Мы попытались получить там некоторые партитуры и документы для того, чтобы поместить их в книге о Соколове, но нам за деньги выдали только копии, и то не лучшего качества.
— Скажите, как в этот раз встречают ваш коллектив рыбинцы? Какое впечатлений оставил у вас наш город?
Надежда Васильевна:
— Мы очень благодарны рыбинцам, они всегда встречают нас очень тепло. Большая радость – приезжать сюда. Надолго запомнится нам и сегодняшняя служба. Когда в соборе отец Василий приветствовал нас, у меня просто сердце зашлось от радости. Наш хор неоднократно пел на богослужениях в православных храмах, нам посчастливилось петь даже в Храме Христа Спасителя в Татьянин день 2014 года. Кроме того, у нас в МИФИ есть свой, университетский храм Смоленской иконы Богоматери, и мы там поем. Не все, конечно, — по желанию. Наш вуз вообще особенный – у нас в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» есть кафедра теологии, заведует которой митрополит Волоколамский Иларион.
Дмитрий Дмитриевич:
— У вас в Рыбинске хороший музей, и мы с удовольствием увидели вчера его экспозицию. Там много и подробно рассказывается о рыбинских купцах, о екатерининском времени, о нескольких дворянских фамилиях. Но как получилось, что в этой экспозиции нет материалов о Владиславе Геннадиевиче? Как можно было упустить такую значительную тему в истории города? Из ближайших великих современников у вас помнят генерала Батова, поэта Ошанина… Но почему-то не помнят о Соколове. А ведь столетие мэтра мы отметили здесь, в Рыбинске, таким же декабрьским хоровым фестивалем еще в 2008 году.
Тогда, семь лет назад, мы со студентами побывали у дома, где родился Владислав Геннадиевич. Нас отвезли туда по нашей просьбе. Мы пели рядом с домом – в память о Владиславе Геннадиевиче, заглянули внутрь дома, увидели там старинную покосившуюся лестницу, и всем было ясно, что это та самая лестница, по которой ходил когда-то наш будущий мэтр. Все это было очень трогательно. Этого дома уже нет, его снесли городские власти. Хотя тогда мы видели даже эскизный проект Соколов-центра, идею которого старался продвинуть Сергей Шестериков. Очень жаль, что это все не осуществилось.
Надежда Васильевна:
— Так сложилось, что у Владислава Геннадиевича не было потомков, которые могли бы теперь приложить усилия к тому, чтобы хранить память о нем. Но у Соколова очень много учеников и последователей, которые продолжают любить его и следовать его школе. Я уверена, что память о Соколове сохранится не только у нас, его учеников, но у всех, кто хоть когда-либо видел его в жизни. Ведь это был Артист с большой буквы. Бывало так, что хор не всегда выступал удачно, но Владислав Геннадиевич умел так выйти к публике, что она заходилась в овациях. В нем была видна какая-то царственная порода…
Хорошо помню впечатления первых студенческих лет: когда Соколов, который был старше нас лет на шестьдесят, входил в зал, мы, девчонки, сразу все выпрямляли спины. Мы были влюблены в него в самом высоком смысле этого слова. У нас просто захватывало дух от его появления. Причем, с возрастом он становился все красивее.
У него была необыкновенная манера вести репетиции. Мог на кого-то ну просто рявкнуть, и тут же вернуться к благожелательной и доброй улыбке, и продолжать репетицию в хорошем настроении. При этом он был необычайно деликатен: он мог ругать хор так, что «перья летели». Но при этом никогда не называл никого поименно. И результат был потрясающий: ведь каждый про себя думал и переживал, что это именно он поет недостаточно хорошо, и старался петь лучше. И конечно Владислав Геннадиевич умел поблагодарить так, что мы ценили его слова благодарности буквально на вес золота.
— Как вы, ученики Владислава Геннадиевича, относитесь к созданию большого сводного детского хора России? Означает ли это, что у нас действительно возрождают хоровое искусство?
Дмитрий Дмитриевич:
— Относимся положительно. Как и к возрождению Всероссийского Хорового общества. Хорошо, что появилась забота об этой теме музыкальной жизни страны, и как-то организована работа. Но сейчас многие мероприятия проводятся как акции, организуемые с помощью интернет-сообществ. И тысячный сводный хор был именно такой акцией. Была осуществлена серьезная подготовка на местах. И этот хор свою миссию выполнил. Но вот прошло уже много времени с момента сочинской олимпиады, а продолжения этой акции пока не последовало. Так что если это была только акция – жаль. В хоровом искусстве высокие результаты дает только планомерная, последовательная, кропотливая работа.
Надежда Васильевна:
— А мне вспоминаются наши хоровые выезды в Прибалтику, где существует богатейшая певческая культура. Певческое поле под открытым небом там похоже на огромную раковину, вмещающую одновременно 30 тысяч певцов сводного хора со всех концов Советского Союза! Главным дирижером этого сводного хора был представлявший здесь Россию Владислав Геннадиевич Соколов. Я помню, как он дирижировал на этом поле миниатюру Чайковского «Ночевала тучка золотая»! Помню, как он раскидывал свои руки-крылья, и все хормейстеры внимательно за ним следили и тут же делали пометки в нотах. Но этой встрече всегда предшествовала большая работа: каждому хору на год выдавали большую книжку произведений – их было не менее двенадцати, и все надо было выучить к этой прибалтийской встрече. Наш хор МИФИ всегда туда ездил.
Дмитрий Дмитриевич:
— Давно настало время для того, чтобы серьезно и кропотливо исследовать творческое наследие Соколова. Заслуги его перед отечественным искусством велики. Судьба Владислава Геннадиевича уникальна: он родился и вырос в дореволюционной России, впитав, благодаря отцу – священнику рыбинской Покровской церкви, лучшее из русской духовной хоровой музыки. Затем Владислав Геннадиевич посвятив свою жизнь хоровому искусству страны, дожил до перестроечных времен, и оставил целую плеяду учеников, хранящих лучшие традиции хорового пения. Это огромный пласт отечественной культуры ХХ века, который еще ждет своих настоящих исследователей.
Записала Светлана Панова