Фото городов — с сайтов gsnrf.ru и lookatme.ru
В свое время в «Рыбинской среде»(№68-69) было опубликовано подробное историческое исследование Л. Иванова «Ярославль и Рыбинск: общее и уникальное в исторической судьбе». Тему эту продолжает и сегодняшний день. Рассмотреть некоторые подробности развития территорий в начале ХХI века попыталась молодой журналист Светлана Григорьева.
В 2010 году Ярославль отметил 1000–летний юбилей. В 2016 году Рыбинск отметит 945-летие с момента упоминания первого поселения Усть-Шексны (предтечи Рыбинска) в летописных источниках. Обе даты, конечно, условны. Но процесс развития и преобразований обеих территорий, связанный с процессами в государстве, остается таким же закономерным явлением, как и тысячу лет назад. Сегодня Рыбинск и Ярославль являются крупными индустриальными центрами региона, с развитой городской инфраструктурой, с огромным, накопленным сотнями лет культурным наследием.
В XXI веке Ярославль является третьим по величине населения городом Центрального Федерального округа Российской Федерации, с населением, превышающим 603 тысячи человек (на 2015 год), тогда как численность населения города Рыбинска более чем в три раза меньше — 193 341 человек.
За последние 15 лет, с 2000 по 2016 год, население Рыбинска сократилось почти на 47 тысяч человек. Помимо естественной убыли населения, основной причиной является миграционный отток, и чаще всего причиной миграции является отсутствие в городе рабочих мест для специалистов, возможностей культурного развития. Молодежь ищет возможные варианты устройства в том же Ярославле. В то же время в Ярославле за период с 2000 по 2016 год население города сократилось всего примерно на 9 тысяч человек, таким образом, по данным, полученным на 1 января 2014 года, Ярославль занимает почетное 25-е место из 1100 городов России по численности населения. Рыбинск находится на 98 строчке.
На промышленной карте региона оба города создают достаточно полноценную картину развития: Рыбинску удалось добиться сравнительно хороших результатов в электротехнической промышленности и энергетике, деревообработке, судостроении, пищевой промышленности. В XXI веке в Рыбинске стремительными темпами продолжает развиваться машиностроение (за счет показателей ОАО «НПО „Сатурн“», ОАО «ОДК — Газовые турбины», АО «Русская механика» и др.). Предприятия Ярославля являются поставщиками автомобильных и тракторных двигателей, шин, нефтепродуктов, электродвигателей, асбестовых технических изделий, тканей, лакокрасочной продукции и т.д. Существенное развитие в нынешнее время здесь получила нефтеперерабатывающая и химическая промышленность. Сейчас в городе работают нефтеперерабатывающий завод, шинный завод, лакокрасочный завод «Русские краски», завод технического углерода, фармацевтическая фабрика.
Рассмотрим систему образования — как неотъемлемый компонент современного развития территории. В XXI веке учреждения образования Ярославля и Рыбинска представляют собой разнообразную, многофункциональную систему. В Ярославле более ста школ, около двадцати профессиональных лицеев и училищ, семь государственных и два негосударственных ВУЗа. Что касается развития образования в Рыбинске, то в городе действуют 27 школ, восемь профессиональных лицеев и училищ, среднее профессиональное образование можно получить в авиационном, медицинском, педагогическом, полиграфическом колледжах, лесхозе-техникуме и речном училище. Возможность получить высшее образование жителям города предоставляет Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П. А. Соловьёва (РГАТУ), основанный в 1932 году и пять филиалов иногородних вузов.
Транспортная система Ярославской области имеет российское и международное значение, объединяет железнодорожные, автомобильные, водные, воздушные и трубопроводные транспортные потоки, обеспечивая возможность смешанных перевозок. Ярославль — крупный транспортный узел европейской части России, расположен на международных магистралях, которые связывают Москву с другими городами севера и востока России. В Рыбинске и Ярославле функционируют автобусные и троллейбусные сети, помимо этого в Ярославле действует старейшая в России трамвайная система, а также обслуживающий город аэропорт Туношна, расположенный за чертой города. Основным видом транспорта в обоих городах является автобус. Однако развитие междугородных перевозок за прошедшие 15 лет ХХI века в наших крупнейших городах региона различно. Так, Ярославль со столицей страны связывают три ежедневных экспресса, в то время как из Рыбинска в Москву пассажирский поезд ходит только два раза в неделю. Правда, действует большое число маршрутных такси, однако по комфортабельности современных железнодорожных перевозок Рыбинск далеко позади губернской столицы. Что само по себе мало согласуется с фактом высококачественной реставрации железнодорожного вокзала в Рыбинске, завершившейся в 2014 году и позволившей создать в городе единый, удобный для всех транспортный узел.
По большинству сегодняшних позиций — здравоохранение и развитие туризма, малый и средний бизнес, качество дорог, и многое другое — сравнение двух городов будет в пользу губернской столицы. Вместе с тем, именно Рыбинск был и остается основной «кузницей кадров» для губернской столицы: чего стоит один только факт того, что три последних губернатора, стоявших во главе области в начале этого века, пришли в Ярославль из Рыбинска и благодаря Рыбинску. И два из них потеряли этот пост тоже «благодаря» нашему городу, не давшему желаемый процент голосования за партию власти на выборах.
Таким образом, как в ХI веке, по высказыванию Л. Иванова, «позиция княжеской власти оказалась ключевой причиной» неравномерного городского развития Ярославля и Усть-Шексны (Рыбинска), так и в веке XXI позиция верховной власти по отношению к центрам регионального развития — основной фактор развития. Вместе с тем, усиление региональной столицы, по-видимому, невозможно без усиления других центров развития региона. Как невозможен рост дерева, у которого нет корней.