Виктор Клевцов
Большую часть своей творческой судьбы посвятила Рыбинску и Ярославскому краю Нелли Поль, талантливая артистка с непростой биографией, ученица Наталии Сац.
Создатель и главный режиссёр Московского Государственного детского музыкального театра, Народная артистка СССР Наталия Ильинична Сац родилась в начале ХХ века в семье знаменитого музыканта и композитора Ильи Александровича Саца. С пяти лет стала обучаться игре на фортепиано и через некоторое время пыталась уже сочинять музыку. А потом пришло увлечение театром. Играла эпизодические роли, работала помощником режиссёра, а затем и сама стала ставить спектакли. Благодаря знакомству с наркомом просвещения Луначарским А.В. , основала Московский детский театр.
Вышла замуж за работника внешторга. Его часто посылали в заграничные командировки. Из этих поездок привозил он всегда дорогие подарки своей любимой жене. Особенно часто посылали его в командировки в Германию, так как он в совершенстве владел немецким языком. В 1937-м году им заинтересовались органы госбезопасности, арестовали и стали добиваться признания в шпионской деятельности и сотрудничестве с немецкой разведкой. Он был объявлен немецким шпионом, суд приговорил его к длительному сроку тюремного заключения, а с началом Великой Отечественной войны он был расстрелян.
В конце 1937-го года была арестована и Наталия Сац. На все вопросы следователей Наталия Сац твердила одно слово «нет». Следствие затянулось на несколько месяцев. Суд вынес приговор: пять лет лагерей и плюс пять лет поражения в правах. Отбывать наказание отправили в Сиблаг. Это был самый страшный лагерь: холод, голод, засилие уголовников. Но Наталия Ильинична даже в такой обстановке не пала духом — создала драматический коллектив, поставила несколько спектаклей и стала выступать с ними в различных подразделениях Сиблага. Выступала и с сольными концертами, на которых читала со сцены стихи и небольшие рассказы.
После тяжелой болезни по ходатайству матери и хороших друзей Наталию Сац перевели досиживать свой срок поближе к Москве — в Рыблаг. В книге воспоминаний «Новеллы моей жизни» она написала: «На Волгострое, в Рыблаге, я была устроена хорошо. Начальник лагеря, капитан, беседовал со мной приветливо, предупредил, что буду работать только «по специальности». На новом месте Наталии Сац предложили работать руководителем лагерной художественной самодеятельности. Ей выделили большое помещение для репетиций, в котором стоял шикарный рояль, а в качестве жилья – небольшую комнату, где жила она с «примадонной» своего коллектива Нелли П. Из числа лучших московских и польских музыкантов, сидевших в лагере, Наталия Сац создала небольшой джаз-оркестр, подобрала нескольких солистов и декламаторов.
«В лагере – большой клуб с хорошей сценой, — пишет Наталия Ильинишна. — «Примадонной» самодеятельности считалась Нелли П., которая исполняла детские рассказы под Рину Зелёную, пела жанровые песни под Клавдию Шульженко. До лагеря она так же легко жила, как и подражала, третий раз по тридцать пятой статье отвечала за то, что, устроившись маникюршей, вела весьма сомнительный образ жизни. ( Своим близким знакомым Нелли П. говорила впоследствии, что сидела в лагере по статье 58). Нелли не была красивой, но со сцены казалась обаятельной. Питалась я в это время неплохо: мамины посылки, наполненные вкусными консервами, заставляли меня считать себя «богачкой». Во всяком случае, Нелли воспринимала именно так. Когда потухали огоньки рампы самодеятельного театра, она снимала концертный костюм из марли, с блёстками, стирала грим и становилась похожей на приютившегося у забора худого котёнка.
Как «примадонна» Нелли заняла вторую кровать в отведённой мне комнате и удваивала моё наслаждение мамиными посылками: уж очень вкусно она уплетала то, что присылала моя мама.
В концертах самодеятельности я читала «Чёрную шаль» Пушкина, детские стихи Агнии Барто, но никакого успеха не имела. По-видимому, я не сочеталась рядом с Нелли и «иже с ними». Вот еще фрагмент ее воспоминаний: «В сопровождении нашего оркестра выступала Нелли П., с которой мне удалось сделать интересную театрализацию песен из кинофильма «Петер». Она тоже была способным человеком, «несла образ» в пении, хорошо двигалась». «Помню, однажды мы репетировали с Нелли П. Я сидела за роялем. Время шло к вечернему отбою, Нелли требовала более быстрого темпа и твердила: «Главное, играйте быстрее». На что я ей строго ответила: «Главное, пойте чище». Произошла небольшая пауза, вдруг дверь отворилась, и на пороге появился незнакомый парень высокого роста, в бушлате второго срока, с лицом, вымазанным сажей.
— Вы… главная здесь Наталья? – спросил парень.
— Боже мой, не дают сосредоточиться, — пискнула Нелли.
— Что вы хотите, товарищ? – строго перебила её я.
— Хочу… до джазу.
— Вы музыкант?
— Ни…
— На каком-нибудь музыкальном инструменте научились сами играть?
— На трубе.
— Хорошо играете?
— Ни, плохо.
С язвительностью признанного дарования Нелли произнесла:
— Завидная откровенность.
Я очень не любила этих её выходок и продолжала разговаривать с парнем, который вызвал у меня жалость: явно попал сюда недавно и чувствовал себя плохо.
— У нас хорошие музыканты, их много, принять вас в джаз, если вы не музыкант, невозможно. Или вы ещё что-нибудь умеете делать?
— Спивать могу.
— Хорошо поёте?
— Ни, плохо, — признался парень, готовый расплакаться. Чтобы как-то его утешить, спросила, какие песни он поёт. Он назвал несколько, в том числе русскую народную «Метелицу», ноты которой стояли у меня на пюпитре.
— Ну что ж, если вам хочется «до джазу», попробуйте мне спеть. Идите сюда ближе, я вам проаккампонирую.
Пока парень застенчиво подходил к роялю, Нелли шептала мне в ухо, что её удивляет моё стремление собрать всех «подонков» в наш уже зарекомендовавший себя джаз. Я заиграла вступление, Нелли демонстративно пошла к дверям, парень запел.
Уже с первых нот было ясно, что у него сильный красивый голос с той украинской сочностью, которая с детства была мне так близка в пении моей матери и народных певцов, настоящий драматический тенор. Нелли, которая уже вышла было за дверь, услышав эти верхние ноты («до» третьей октавы), мгновенно вернулась, и когда её злое личико возникло снова в дверях, я получила ещё одно подтверждение: с парнем нашему джазу повезло».
Кто же была эта загадочная Нелли П., о которой так много пишет в своих воспоминаниях Наталия Сац? Это была незаурядная личность — Нелли Григорьевна Поль. Она была ровесницей Октябрьской революции. Отец и мать её были старыми большевиками, принимали активное участие в революционных событиях и гражданской войне. Отца своего Нелли плохо помнила, он скончался от полученных ран ещё в середине двадцатых годов. Воспитанием дочки занималась в основном одна мать. В начале тридцатых годов по рекомендации старых друзей по партии переехали они на постоянное место жительства в город Москву. Мать приняли на работу секретарём в приёмную Михаила Ивановича Калинина, а для проживания выделили им маленькую комнатку в коммунальной квартире. Через приёмную «Всесоюзного старосты» М.И.Калинина прошло около миллиона посетителей со всех концов страны. И все они нашли помощь и поддержку. Мать Нелли работала там с утра до позднего вечера, и девочка часто была предоставлена сама себе.
Годам к пятнадцати Нелли оформилась в привлекательную, миловидную девушку. Нелли мечтала стать артисткой, посещала балетную студию, и даже некоторое время подрабатывала в Малом театре, участвовала в массовках и танцевала в кордебалете. Афишу Малого театра с упоминанием её фамилии она хранила долгие годы. Но влияние подруг на молодую девушку безраздельным. И после окончания школы вместо театрального училища она поступила работать в парикмахерскую, довольно быстро освоила маникюрное ремесло, у неё даже появилась своя многочисленная клиентура.
По вечерам посещала со своими подругами модные бары и рестораны. В одном из ресторанов познакомилась с солидным привлекательным мужчиной, который был старше её лет на пятнадцать. Борис был сотрудником какого-то важного учреждения, получал приличную зарплату и жил в небольшой отдельной благоустроенной квартире. Был женат, но с женой давно уже расстался и вёл теперь свободный образ жизни. Нелли привлекла его своей непосредственностью, молодостью, свежестью и необычным шармом. Узнав о том, что мать её работает в Кремле, она работала в то время уже в Цековской библиотеке, он ещё больше заинтересовался и увлёкся молоденькой девушкой. Встречи их стали регулярными, увлечение постепенно переросло в любовь, и спустя три месяца молодые люди поженились. Нелли переехала жить к мужу Борису. Мать, занятая целыми днями на работе и не имевшая возможности уделять много внимания дочке, вздохнула с облегчением, узнав о её замужестве. Она решила, что с таким положительным, представительным мужем Нелли быстро повзрослеет, наберётся житейского опыта и станет хорошей женой и домохозяйкой. Но всего лишь полгода прожили моложёны в любви и согласии, а потом Борис стал понемногу охладевать к своей молодой супруге. Однажды, вернувшись поздним вечером с работы, Нелли застала мужа с неизвестной молодой женщиной. Схватив первый попавшийся ей под руки предмет, а им оказался тяжёлый утюг, она запустила им в голову неверного супруга. Удар оказался точным, Нелли попала Борису прямо в висок.
На суде Нелли призналась, что убила мужа в состоянии аффекта, как это произошло, она не помнит. В качестве свидетельницы выступила любовница мужа. Суд был недолгий, молодой женщине за непреднамеренное убийство мужа дали десять лет лишения свободы с содержанием в колонии строгого режима. Так оказалась Нелли в Рыбинском Волголаге.
Здесь ей дважды повезло. Узнав о том, что Нелли хорошо поёт, танцует, читает стихи, начальник лагеря определил её в художественную самодеятельность.
И второй раз ей повезло, когда руководителем и наставником у неё стала известный режиссёр и деятель культуры Наталия Ильинична Сац. На первых порах относилась она к молодой взбалмошной девчонке с некоторой сдержанностью и презрением, но потом постепенно притерпелась к ней, привязалась и стала обучать премудростям своей профессии. Наталия Ильинична обучала Нелли музыкальной грамоте и пению, искусству декламации, развивала её артистические способности. И эти зёрна падали в благодатную почву, с каждым днём становилась Нелли всё более искусной и подготовленной исполнительницей, заметно повысился её культурный уровень. Она перенимала у своей наставницы всё то положительное, что примечала в её работе. По примеру наставницы стала регулярно читать художественную литературу, и тяга к чтению сохранилась у неё на всю жизнь. В Рыблаге имелась хорошая библиотека с большим книжным фондом, в основном классической литературы, как российской, так и зарубежной. И впоследствии, став руководителем драматического коллектива, Нелли ставила спектакли классического репертуара по пьесам Островского, Гоголя, Чехова, Горького.
С матерью Нелли переписывалась, иногда присылала она дочке посылки. Но в октябре 1941-го года правительство страны эвакуировали из Москвы в город Куйбышев, и переписка с мамой оборвалась. Лишь некоторое время спустя через своего дядю Юлиана узнала Нелли новый адрес матери, и переписка с нею возобновилась.
Двадцать первого августа 1942-го года Наталия Сац снова стала вольной, но ещё без права переезда в другой регион на постоянное место жительства. Ей предложили остаться режиссёром Центрального клуба в Переборах и руководителем детского драмколлектива. Выделили комнату в двухэтажном доме барачного типа с печным отоплением. Помогли устроиться на новом месте её питомцы, они заготавливали и кололи дрова, распахали небольшой огородик перед домом, посадив картошку, капусту, лук и морковь. Без этого в годы войны трудно было прожить.
После освобождения Наталии Сац, по её рекомендации, возглавлять художественную самодеятельность Рыбинского Волголага стала Нелли Поль. Но вот подошло время и для ее освобождения. Дорога в Москву была ей заказана, а тут поступило предложение оформиться на работу художественным руководителем в Пошехонский районный Дом культуры. И Нелли Григорьевна согласилась. Работала усердно, с большим вдохновением, и дела в Доме культуры пошли на лад.
Но скоро по распределению прислали в Пошехонский районный Дом культуры дипломированного специалиста, выпускника Института культуры. Нелли Григорьевне пришлось освободить ему место худрука, и она стала работать руководителем народного театра, а по совместительству вела драматический коллектив в средней школе. Но и на этом поприще сопутствовал ей успех. Театральный коллектив под её руководством продолжал успешно работать и выступать, подтверждая почётное звание Народный коллектив. Изъездили со своими спектаклями весь Пошехонский район, неоднократно становились победителями и лауреатами областных конкурсов театральных коллективов.
Одевалась Нелли Григорьевна броско, модно, носила яркие цыганские платки и бусы, редкие волосы прикрывала модными шарфиками. Поэтому резко выделялась среди пошехонских жителей. Попыталась устроить свою личную жизнь, вышла замуж за молодого зубного врача – это был очень красивый, видный, крупный мужчина. Но прожили вместе они недолго, не сошлись характерами и быстро разбежались. Больше Нелли Григорьевна не предпринимала попыток создать семью и до конца своей жизни прожила одинокой.
В конце 50-х годов после окончания библиотечного отделения Ленинградского института культуры приехала по распределению в Пошехонскую районную библиотеку молодой специалист Альбина Ивановна Скороходова. Здесь состоялось её знакомство с работницей районного Дома культуры Поль Нелли Григорьевной. Главным увлечением и страстью у Нелли Григорьевны было чтение книг. Читала она каждую свободную минуту, и даже по ночам, поэтому довольно часто посещала районную библиотеку для обмена книг. Там и познакомилась Нелли Григорьевна с молодым специалистом. Общей темой разговоров у них стали книги. Они делились впечатлениями о прочитанном, обсуждали новинки литературы, строили планы, как заинтересовать чтением население города, в том числе молодёжь и школьников. Нелли Григорьевна помогала Альбине Ивановне проводить презентации и праздники книг, различные мероприятия, посвящённые круглым датам.
Каждый свой отпуск Нелли Григорьевна проводила в Москве у матери. После смерти Михаила Ивановича Калинина её перевели на работу в Кремлёвскую библиотеку, и в их отношениях с дочерью появилось много общего. За последние годы они заметно сблизились и сроднились, и мать даже стала подумывать о том, чтобы прописать Нелли в Москве и зажить одной семьёй. Но, когда обратилась она в паспортный стол с вопросом о прописке дочери на её жилплощадь, то получила решительный отказ, комнатка её имела площадь всего 11 квадратных метров, по нормативам второго человека прописать на эту площадь было невозможно. Так и продолжали они встречаться и общаться только раз в году.
В 1961-м году Альбина Ивановна вышла замуж за молодого парня Сухова Евгения, и молодожёны переехали на жительство в город Рыбинск. Евгений устроился работать столяром на судостроительный завод имени Володарского, а Альбине Ивановне Суховой предложили на этом же заводе должность заведующей клубом. Заводской клуб помещался в приспособленном помещении. Недалеко от центральной проходной на бетонном основании был сварен из толстой корпусной стали громадный ангар. К нему было подведено отопление, освещение и вода. Внутри стены и потолок были обшиты шпунтованными досками, а пол настлали из толстой половой доски. У главного входа сделали небольшую раздевалку, на противоположном конце соорудили небольшую сцену, со всеми полагающимися ей атрибутами. За сценой был сделан запасной выход. В зале вместо кресел стояли в два ряда длинные деревянные скамейки. Других помещений у клуба не было, поэтому занятия кружков художественной самодеятельности проводились здесь же по особому расписанию. Работать в таком помещении было неудобно и трудно, зимой в нём стоял страшный холод, а летом – немыслимая жара.
Когда Альбина Ивановна приняла этот клуб, в нём не было ни одного руководителя кружка, и она стала заниматься подбором кадров. Прежде всего, съездила в город Пошехонье-Володарск и уговорила Нелли Григорьевну переехать в Рыбинск, чтобы работать у неё в клубе художественным руководителем и руководителем драмколлектива. Нелли Григорьевна дала своё согласие. Во-первых, решалась жилищная проблема. Её сразу поселили в заводском общежитии, а вскоре завод выделил благоустроенную комнату в квартире с подселением в доме со всеми удобствами. Теперь не надо было заготавливать дрова и топить печь. И во-вторых, теперь могла она чаще навещать свою мать в Москве, которая к тому времени вышла на заслуженный отдых. Ведь поезда из Рыбинска на Москву шли каждый день, а по субботам и воскресеньям было даже два поезда. Стоимость проезда до Москвы тоже была приемлемой, в общем вагоне пять рублей, а в плацкартном – семь рублей.
На новом месте Нелли Григорьевна сразу с головой окунулась в знакомую ей работу. С помощью Альбины Ивановны формировала состав театрального драматического коллектива, руководила танцевальным коллективом, готовила чтецов и солистов для участия в концертных программах, сама выступала с сольными номерами на концертах художественной самодеятельности. Здесь, в Рыбинске, особенно наглядно проявились её дарование, талант и разносторонние способности. Она была хорошим воспитателем и организатором, прекрасно, весело и интересно проводила огоньки и праздники, одна тащила на своих худеньких плечах весь большой воз клубной работы. Её полюбили и взрослые, и дети. С детьми возилась она, не уставая, целыми днями. С помощью родителей сама шила костюмы для выступлений, оформляла декорации к спектаклям, гримировала перед выступлением. Одна из бывших её воспитанниц, ставшая тоже клубным работником, вспоминала, что, бывало, Нелли Григорьевна сидит в клубной комнате, переписывает роли юным артистам для очередного спектакля, а вокруг неё резвятся стайки детей. Работа по развитию и совершенствованию культурной жизни в клубе и микрорайоне судостроителей стала главным смыслом её жизни.
Некоторое время спустя молодого коммуниста Альбину Ивановну Сухову назначили заведующей заводской профсоюзной библиотекой, а ещё спустя несколько лет взяли на работу в партком судостроительного завода на должность заведующей парткабинетом. Он стала организатором партийной учёбы, отвечала за лекционную работу, за работу пропагандистов, политинформаторов и агитаторов, курировала работу клуба. Ещё некоторое время спустя пригласили Альбину Ивановну на работу в отдел пропаганды и агитации Рыбинского горкома партии инструктором. Но где бы она ни была, на какой работе ни работала, её всё время тянуло в культуру. И вот уже в зрелом возрасте мечта её наконец-то осуществилась, её назначили директором главной городской библиотеки имени Энгельса и директором Централизованной библиотечной системы города Рыбинска.
А в микрорайоне судостроительного завода имени Володарского в 1973 году был открыт, наконец, новый, современный Дом культуры. В ходе строительства сотни судостроителей безвозмездно помогали возводить этот грандиозный объект культуры. И вот новое двухэтажное здание Дома культуры, построенное в виде замкнутого четырёхугольника с внутренним двориком, красуется на высоком левом берегу Волги в небольшой парковой зоне. Кроме большого концертного зала в нём имеется много комнат для занятий кружков художественной самодеятельности.
Директором этого замечательного учреждения культуры была назначена молодой специалист, талантливый руководитель и организатор Мисурёва Галина Георгиевна, проработавшая в этой должности сорок лет. По её инициативе в новом Доме культуры появилось множество новых кружков и самодеятельных коллективов: оркестры духовой и струнных народных инструментов, танцевальные коллективы, хор ветеранов и фольклёрный ансамбль «Игрище», прославивший город Рыбинск на всю Россию. Особое внимание уделялось развитию детского творчества. Наконец-то и Нелли Григорьевне Поль довелось немного поработать в хороших условиях нового Дома культуры. Она продолжала работать с драматическим коллективом, готовила к выступлениям чтецов и солистов, помогала хореографам, сама выступала в концертных программах.
Нелли Григорьевна ушла на пенсию на седьмом десятке лет, но Дом культуры, своих воспитанников и сослуживцев продолжала навещать постоянно. Пенсия у нее была маленькая, но она не привыкла жить в роскоши и успешно сводила концы с концами. А тут стала оказывать материальную помощь любимая воспитанница из драматического коллектива, завербовавшаяся на рыбные промыслы на Камчатку. Заработки у неё были хорошие, и она стала присылать своей любимой наставнице 20-30 рублей ежемесячно.
В 1978-м году умерла в Москве мать Нелли Григорьевны. Любящая дочка похоронила её, но оставаться на жительство в Москве не захотела. И хотя последние годы жила мать в отдельной благоустроенной квартире со всеми удобствами в престижном микрорайоне Москвы, Нелли Григорьевна вернулась в Рыбинск — здесь оставалось много хороших друзей и знакомых, она уже прикипела к этому городу и всем сердцем полюбила его. Прихватив с собой кое-что из ценных вещей, доставшихся в наследство от матери, вернулась Нелли Григорьевна в свой, ставший родным город.
Приближался 1983-й год. Встречать его вместе пригласили Нелли Григорьевну супруги Пекарш. Виктор Григорьевич до ухода на заслуженный отдых работал директором судостроительного завода имени Володарского, а жена его Нина Степановна была преподавателем вечернего судостроительного техникума, размещавшегося в помещении ГПТУ-23. В восемь часов вечера сели за праздничный и проводили старый 1982-й год. Нелли Григорьевна после выпитой рюмки вина почувствовала небольшое недомогание и сказала, что пойдёт к себе в комнату немного отдохнуть, а потом придёт встречать Новый год. Время пошло. Но вот до встречи Нового года осталось всего полчаса, а Нелли Григорьевна за праздничным столом не появлялась. Обеспокоенные супруги Пекарш решили подняться в к Нелли Григорьевне. Дверь в её комнату оказалась незапертой, ярко горел свет, по телевизору показывали праздничный новогодний концерт. Нелли Григорьевна сидела, как обычно, в своём любимом кресле, глаза её были закрыты. Она уснула вечным сном…