Рыбинская Среда
Меню   ≡ ╳
  • ДЕНЬ ЗА ДНЁМ
    • МАСТЕРА «ПРЕОБРАЖЕНИЯ»
      МАСТЕРА «ПРЕОБРАЖЕНИЯ»
      МАСТЕРА «ПРЕОБРАЖЕНИЯ»
      Новости от молодежного движения "Преображение". Рассказывает Дарья Вдовина: "С 3 по 10 мая наша молодежь...
    • НАШИ НА ВОКАЛЬНОМ КОНКУРСЕ В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ
      НАШИ НА ВОКАЛЬНОМ КОНКУРСЕ В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ
      НАШИ НА ВОКАЛЬНОМ КОНКУРСЕ В СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЕ
      На прошлой неделе в Санкт-Петербурге завершился Всероссийский конкурс вокального и интсрументального...
    • «Я ИДУ ПО РЫБИНСКУ»
      «Я ИДУ ПО РЫБИНСКУ»
      «Я ИДУ ПО РЫБИНСКУ»
      Среди записок недавно ушедшей от нас Галины Дмитриевны Левиной обнаружилось замечательное стихотворение,...
    • В МУЗЕЕ ФОРТЕПИАНО ЗВУЧАЛА ФЛЕЙТА-ТРАВЕРСО
      В МУЗЕЕ ФОРТЕПИАНО ЗВУЧАЛА ФЛЕЙТА-ТРАВЕРСО
      В МУЗЕЕ ФОРТЕПИАНО ЗВУЧАЛА ФЛЕЙТА-ТРАВЕРСО
      Еще одна удивительная встреча состоялась на этой неделе в рыбинском Музее фортепиано Алексея Ставицкого. Её...
    • «РЫБНАЯ СЛОБОДА», №28
      «РЫБНАЯ СЛОБОДА», №28
      «РЫБНАЯ СЛОБОДА», №28
      Вышел в свет 28-й номер журнала "Рыбная слобода". Позади десять лет деятельности нашего издания, официально...
    • «ХОР — ЭТО МНОГО СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ ВМЕСТЕ»
      «ХОР — ЭТО МНОГО СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ ВМЕСТЕ»
      «ХОР — ЭТО МНОГО СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ ВМЕСТЕ»
      Каждый год 1 февраля мы отмечаем день рождения замечательного музыканта Ярославского края,...
    • Документы Рыбинского архива на сайте Троице-Сергиевой Лавры
      Документы Рыбинского архива на сайте Троице-Сергиевой Лавры
      Документы Рыбинского архива на сайте Троице-Сергиевой Лавры
      В октябре 2021 года Рыбинская епархия присоединилась к проекту Троице-Сергиевой лавры по цифровому...
    • Вадим Нефёдов. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
      Вадим Нефёдов. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
      Вадим Нефёдов. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
      Вслед за недавним сообщением о присуждении премии Вадима Нефедова рыбинским краеведам "Рыбинская среда"...
    • Первый Арт-кемп на Брейтовской земле
      Первый Арт-кемп на Брейтовской земле
      Первый Арт-кемп на Брейтовской земле
      В Брейтово и Прозорово с 9 по 11 апреля прошли мероприятия первого Арт-кемпа «Арт-резиденция...
    • ПЯТЬ ЮБИЛЕЕВ: Рыбинск в 2021 году
      ПЯТЬ ЮБИЛЕЕВ: Рыбинск в 2021 году
      ПЯТЬ ЮБИЛЕЕВ: Рыбинск в 2021 году
      Календарь памятных дат будущего 2021 года приготовил Рыбинску пять юбилеев. Первый из них приходится на 3...
    • ИЗЪЯТЬ У СОБСТВЕННИКА В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА
      ИЗЪЯТЬ У СОБСТВЕННИКА В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА
      ИЗЪЯТЬ У СОБСТВЕННИКА В ПОЛЬЗУ ГОСУДАРСТВА
      Администрация Рыбинска намерена изъять здание бывшей мужской гимназии, расположенной на улице Крестовой, 92....
    • Житель Рыбинска стал добровольцем для испытания вакцины от COVID-19
      Житель Рыбинска стал добровольцем для испытания вакцины от COVID-19
      Житель Рыбинска стал добровольцем для испытания вакцины от COVID-19
      Коронавирус, распространившийся в этом году по всем странам мира, стал серьезным испытанием для экономики...
  • ПУБЛИЦИСТИКА
    • К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО: «ЖИВОЕ ЗНАНИЕ»
      К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО: «ЖИВОЕ ЗНАНИЕ»
      К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО: «ЖИВОЕ ЗНАНИЕ»
      25 июня 2025 года исполнится 150 лет со дня рождения академика Алексея Алексеевича Ухтомского. К этой дате вышли...
    • Леонид Иванов. КАК РЫБНАЯ СЛОБОДА МОРОВУЮ ЯЗВУ ПЕРЕЖИЛА
      Леонид Иванов. КАК РЫБНАЯ СЛОБОДА МОРОВУЮ ЯЗВУ ПЕРЕЖИЛА
      Леонид Иванов. КАК РЫБНАЯ СЛОБОДА МОРОВУЮ ЯЗВУ ПЕРЕЖИЛА
      До последнего времени в распоряжении краеведов было крайне немного данных о том, как те или иные...
    • ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ОТЦА
      ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ОТЦА
      ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ОТЦА
      «Милая Светлана! Прости за наивность — не жду ответа, а пишу потому, что мне очень скучно и так тебя не...
    • 17 февраля — день памяти Героя Советского Союза Анатолия Смирнова
      17 февраля — день памяти Героя Советского Союза Анатолия Смирнова
      17 февраля — день памяти Героя Советского Союза Анатолия Смирнова
      17 февраля исполнится двадцать лет памяти Героя Советского Союза  Анатолия Васильевича Смирнова (9 ноября 1919...
    • Алексей Крылов. РОЖДЕСТВО НА БЕРЕГУ ЧЕРЕМУХИ
      Алексей Крылов. РОЖДЕСТВО НА БЕРЕГУ ЧЕРЕМУХИ
      Алексей Крылов. РОЖДЕСТВО НА БЕРЕГУ ЧЕРЕМУХИ
      Не могу сказать, что регулярно читаю журнал «Рыбная слобода», но в моём архиве отыщется несколько номеров...
    • БАМ. ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
      БАМ. ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
      БАМ. ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
      Так называется фотопроект Александра Ведерникова - фотохудожника, имя которого известно рыбинцам. Многие...
    • РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Ул. Гоголя, 26
      РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Ул. Гоголя, 26
      РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Ул. Гоголя, 26
      Дом на улице Гоголя, 26 был уникальным памятником духовной жизни рыбинской и нтеллигенциии в 20-е годы ХХ века....
    • РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Ул. Румянцевская, 36
      РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Ул. Румянцевская, 36
      РЫБИНСК, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ. Ул. Румянцевская, 36
      В своде памятников Рыбинска это здание числилось как дом Лютикова. Таких зданий - со сложными решениями...
    • Михаил Демин. «ПЕШИЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА»: ПЕРВЫЙ ОПЫТ
      Михаил Демин. «ПЕШИЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА»: ПЕРВЫЙ ОПЫТ
      Михаил Демин. «ПЕШИЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА»: ПЕРВЫЙ ОПЫТ
      Паломничества давно представлялись мне занятием содержательным, но далёким. Святая земля или Новый...
    • «РЫБИНЦЕВ СЧИТАЮ ОСНОВНЫМИ МОИМИ ПРИХОЖАНАМИ»
      «РЫБИНЦЕВ СЧИТАЮ ОСНОВНЫМИ МОИМИ ПРИХОЖАНАМИ»
      «РЫБИНЦЕВ СЧИТАЮ ОСНОВНЫМИ МОИМИ ПРИХОЖАНАМИ»
      Десять лет прошло с тех пор, как совершили мы путешествие во Фроловское Большесельского района. Публикацию...
    • Светлана Соловьева. МЫ БЫЛИ ОДЕРЖИМЫ ЧИСТЫМ ТВОРЧЕСТВОМ
      Светлана Соловьева. МЫ БЫЛИ ОДЕРЖИМЫ ЧИСТЫМ ТВОРЧЕСТВОМ
      Светлана Соловьева. МЫ БЫЛИ ОДЕРЖИМЫ ЧИСТЫМ ТВОРЧЕСТВОМ
      31 января сообщество художников Рыбинска и бывшие ученики ДХШ простились с художником Светланой Соловьевой....
    • ВЕЧЕР ПАМЯТИ ЧЕЛИЩЕВОЙ В МУЗЕЕ ФОРТЕПИАНО
      ВЕЧЕР ПАМЯТИ ЧЕЛИЩЕВОЙ В МУЗЕЕ ФОРТЕПИАНО
      ВЕЧЕР ПАМЯТИ ЧЕЛИЩЕВОЙ В МУЗЕЕ ФОРТЕПИАНО
      Середина января. Святки. Столько событий в нашем зимнем, морозном, заснеженном Рыбинске!  Пишем только о тех,...
  • СОБЕСЕДНИК
    • К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО: «ЖИВОЕ ЗНАНИЕ»
      К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО: «ЖИВОЕ ЗНАНИЕ»
      К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА УХТОМСКОГО: «ЖИВОЕ ЗНАНИЕ»
      25 июня 2025 года исполнится 150 лет со дня рождения академика Алексея Алексеевича Ухтомского. К этой дате вышли...
    • Леонид Ваксман. ДОБРОТА
      Леонид Ваксман. ДОБРОТА
      Леонид Ваксман. ДОБРОТА
      24 сентября Рыбинск простился с Леонидом Максимовичем Ваксманом. Он прожил большую жизнь - всего трех лет не...
    • «ГОСПОДЬ НА НАШЕЙ СТОРОНЕ»
      «ГОСПОДЬ НА НАШЕЙ СТОРОНЕ»
      «ГОСПОДЬ НА НАШЕЙ СТОРОНЕ»
      В минувшем году исполнилось 75 лет священнику Александру Чистову, который с сентября 2019 года живет и трудится...
    • Протоиерей Анатолий Денисов: «ПУСТЬ ПЕЧАЛИТСЯ ТОТ, КТО БОГА НЕ ЗНАЕТ»
      Протоиерей Анатолий Денисов: «ПУСТЬ ПЕЧАЛИТСЯ ТОТ, КТО БОГА НЕ ЗНАЕТ»
      Протоиерей Анатолий Денисов: «ПУСТЬ ПЕЧАЛИТСЯ ТОТ, КТО БОГА НЕ ЗНАЕТ»
      Протоиерей Анатолий Денисов, настоятель Троицкого храма в селе Прозорово Брейтовского района, благочинный...
    • ГАЛИНА ЛЕВИНА. ПРОЩАНИЕ
      ГАЛИНА ЛЕВИНА. ПРОЩАНИЕ
      ГАЛИНА ЛЕВИНА. ПРОЩАНИЕ
      2 ноября умерла Галина Дмитриевна Левина. Она была одним из последних представителей плеяды рыбинских...
    • Юрий Первов. КАК МЫ ВОССТАНАВЛИВАЛИ ИВЕРСКИЙ ХРАМ
      Юрий Первов. КАК МЫ ВОССТАНАВЛИВАЛИ ИВЕРСКИЙ ХРАМ
      Юрий Первов. КАК МЫ ВОССТАНАВЛИВАЛИ ИВЕРСКИЙ ХРАМ
      В приходе храма Иверской иконы Богоматери вышла в свет книга  воспоминаний о протоиерее Димитрии Садовском...
    • «ЖИВЁМ В ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ГЕФСИМАНИИ»
      «ЖИВЁМ В ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ГЕФСИМАНИИ»
      «ЖИВЁМ В ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ГЕФСИМАНИИ»
      Минувшей осенью в Рыбинской епархии несколько дней гостила монахиня Магдалина (Проферансова) из монастыря...
    • «В СЕЛЕНИЯХ ПРАВЕДНЫХ» (Памяти Галины Павловны Бабошиной)
      «В СЕЛЕНИЯХ ПРАВЕДНЫХ» (Памяти Галины Павловны Бабошиной)
      «В СЕЛЕНИЯХ ПРАВЕДНЫХ» (Памяти Галины Павловны Бабошиной)
      12 апреля 2021 года не стало Галины Павловны Бабошиной (в девичестве Пановой).  Прожив долгую-долгую жизнь,...
    • ИРИНА НИКУЛУШКИНА: «БЕЗ БОГА НЕВОЗМОЖНА ИСТИННАЯ ЖИЗНЬ»
      ИРИНА НИКУЛУШКИНА: «БЕЗ БОГА НЕВОЗМОЖНА ИСТИННАЯ ЖИЗНЬ»
      ИРИНА НИКУЛУШКИНА: «БЕЗ БОГА НЕВОЗМОЖНА ИСТИННАЯ ЖИЗНЬ»
      За большой вклад в развитие культуры Ярославской области Почетной грамотой губернатора области награждена...
    • СРЕДИ СВОИХ.  Десять писем Анастасии Ширинской Вадиму Нефедову
      СРЕДИ СВОИХ.  Десять писем Анастасии Ширинской Вадиму Нефедову
      СРЕДИ СВОИХ.  Десять писем Анастасии Ширинской Вадиму Нефедову
      Об Анастасии Александровне Ширинской (1912-2009) написано и сказано много. Изданы её мемуары «Бизерта. Последняя...
    • «Горбачёв сказал: «Мне жаль Ахромеева и тебя».  Я ему ответил: «А мне жаль Родину»
      «Горбачёв сказал: «Мне жаль Ахромеева и тебя».  Я ему ответил: «А мне жаль Родину»
      «Горбачёв сказал: «Мне жаль Ахромеева и тебя».  Я ему ответил: «А мне жаль Родину»
           Известие о смерти 95-летнего маршала Советского Союза Дмитрия Тимофеевича Язова, пришедшее почти сразу...
    • МУЗЕЙ РОЯЛЕЙ?  В РЫБИНСКЕ?
      МУЗЕЙ РОЯЛЕЙ?  В РЫБИНСКЕ?
      МУЗЕЙ РОЯЛЕЙ?  В РЫБИНСКЕ?
           В нескольких залах Красного гостиного двора Рыбинска разместилась коллекция фортепиано известного...
    • «ПРАВНУК СВЯЩЕННИКА, ВНУК ЖАНДАРМА, СЫН ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННОГО»
      «ПРАВНУК СВЯЩЕННИКА, ВНУК ЖАНДАРМА, СЫН ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННОГО»
      «ПРАВНУК СВЯЩЕННИКА, ВНУК ЖАНДАРМА, СЫН ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННОГО»
      Слыша сегодня мощный голос рыбинского протодиакона Димитрия Михайловича Сладинова, прихожане...
    • «В ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ МУЖСКОЙ РАБОТЫ МНОГО»
      «В ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ МУЖСКОЙ РАБОТЫ МНОГО»
      «В ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ МУЖСКОЙ РАБОТЫ МНОГО»
      История рыбинского Софийского женского монастыря - история во многом трагическая. Основанный еще в 1860-м...
  • РЕГИОНАЛЬНЫЙ
    УЧЕБНИК
    • Искусство
      • ВОСПОМИНАНИЕ О ВЫСТАВКЕ
        ВОСПОМИНАНИЕ О ВЫСТАВКЕ
        ВОСПОМИНАНИЕ О ВЫСТАВКЕ
        3 апреля - день памяти преподобного Серафима Вырицкого, уроженца Рыбинского края, нашего земляка,...
      • «БАБЬЕ ЛЕТО»: юбилейная выставка Татьяны Потурай
        «БАБЬЕ ЛЕТО»: юбилейная выставка Татьяны Потурай
        «БАБЬЕ ЛЕТО»: юбилейная выставка Татьяны Потурай
        13 сентября в 16.00 в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике...
    • История
      • 60 лет основанию Мемориала «Огонь Славы»
        60 лет основанию Мемориала «Огонь Славы»
        60 лет основанию Мемориала «Огонь Славы»
        В этом году, когда мы отмечаем 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, исполняется 60 лет с момента...
      • ПОЛВЕКА ВЕЧНОМУ ОГНЮ
        ПОЛВЕКА ВЕЧНОМУ ОГНЮ
        ПОЛВЕКА ВЕЧНОМУ ОГНЮ
        Огонь Славы у Обелиска в честь боевых и трудовых подвигов рыбинцев был зажжён 9 мая 1975 года. Вначале в 1968...
    • Очерки по истории РЫБНОЙ СЛОБОДЫ
      • Галина Левина. ВЕЛИКАЯ СУДОВАЯ ПРИСТАНЬ. 1763 год.
        Галина Левина. ВЕЛИКАЯ СУДОВАЯ ПРИСТАНЬ. 1763 год.
        Галина Левина. ВЕЛИКАЯ СУДОВАЯ ПРИСТАНЬ. 1763 год.
         2 ноября – день памяти Галины Дмитриевны Левиной, автора книги "Очерки по истории Рыбной слободы"...
      • Галина Левина. СКОЛЬКО ЛЕТ РЫБИНСКУ?
        Галина Левина. СКОЛЬКО ЛЕТ РЫБИНСКУ?
        Галина Левина. СКОЛЬКО ЛЕТ РЫБИНСКУ?
        На рубеже ХХ-ХХI вв. энтузиасты-краеведы перерыли всё: и печатные источники, и архивные документы, и...
    • Краеведение
      • ВЫШЕЛ В СВЕТ 31-й НОМЕР ЖУРНАЛА «РЫБНАЯ СЛОБОДА»
        ВЫШЕЛ В СВЕТ 31-й НОМЕР ЖУРНАЛА «РЫБНАЯ СЛОБОДА»
        ВЫШЕЛ В СВЕТ 31-й НОМЕР ЖУРНАЛА «РЫБНАЯ СЛОБОДА»
        Содержание этого номера «Рыбной слободы» сформировали памятные даты 2025 года. Первая из них – столетие...
      • «ДИАЛЕКТИКА ВЕЩЕЙ». Михаил Соколов и другие
        «ДИАЛЕКТИКА ВЕЩЕЙ». Михаил Соколов и другие
        «ДИАЛЕКТИКА ВЕЩЕЙ». Михаил Соколов и другие
        Купила на развале книгу писем Михаила Ксенофонтовича Соколова. В целом - очень грустную книгу. Двадцатые,...
    • Литература
      • «ТЫ НЕ ОДИН»
        «ТЫ НЕ ОДИН»
        «ТЫ НЕ ОДИН»
        Не было еще такой эпохи, когда бы и искусству, и театру, и литературе в один миг пришлось бы провалиться в...
      • Ирина Хохлова. СЕРЕЖЕНЬКА
        Ирина Хохлова. СЕРЕЖЕНЬКА
        Ирина Хохлова. СЕРЕЖЕНЬКА
        Публикуя накануне дня памяти преподобного Сергия Радонежского рассказ Ирины Хохловой, «Рыбинская среда», ...
    • Обществознание
      • ДОМАШНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ. Материнские заметки
        ДОМАШНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ. Материнские заметки
        ДОМАШНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ. Материнские заметки
        Со времен апостольских христиане встречали день Господень – день Воскресения Спасителя – Литургией. Со...
      • НАЙТИ НОВЫХ ЛОМОНОСОВЫХ
        НАЙТИ НОВЫХ ЛОМОНОСОВЫХ
        НАЙТИ НОВЫХ ЛОМОНОСОВЫХ
        С 1 октября начинается этап школьных олимпиад по предметам – очень важное время для тех учащихся, кто в...
    • Экология
      • ИЗ ИСТОРИИ АРКТИЧЕСКИХ ЦИКЛОНОВ В  НАШЕМ КРАЕ
        ИЗ ИСТОРИИ АРКТИЧЕСКИХ ЦИКЛОНОВ В  НАШЕМ КРАЕ
        ИЗ ИСТОРИИ АРКТИЧЕСКИХ ЦИКЛОНОВ В НАШЕМ КРАЕ
        "В конце декабря 1978 и начале 1979 года сформировался очень мощный арктический антициклон, - сообщает...
      • ХОПЫЛЕВО — 2019
        ХОПЫЛЕВО — 2019
        ХОПЫЛЕВО — 2019
        В минувшие выходные завершилась первая июльская смена семейного волонтерского слета в Хопылево, который...
  • НЕБЕСНОЕ
    ЗЕМЛЯЧЕСТВО
    • Анна Новоторцева. МОЙ ДЕД И ЕГО БРАТЬЯ
      Анна Новоторцева. МОЙ ДЕД И ЕГО БРАТЬЯ
      Анна Новоторцева. МОЙ ДЕД И ЕГО БРАТЬЯ
      Мой дедушка по материнской линии Новоторцев Вячеслав Федорович родился 9 февраля 1925 г., в день памяти...
    • Схииеромонах Алексий (Василенко): «СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ВСЁ ВРЕМЯ НА ПЕРЕДОВОЙ»
      Схииеромонах Алексий (Василенко): «СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ВСЁ ВРЕМЯ НА ПЕРЕДОВОЙ»
      Схииеромонах Алексий (Василенко): «СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ВСЁ ВРЕМЯ НА ПЕРЕДОВОЙ»
      1 декабря 2024 года исполнилось 70 лет со дня рождения протоиерея Димитрия Садовского, настоятеля храма...
    • Семейные реликвии из «хлебного города»
      Семейные реликвии из «хлебного города»
      Семейные реликвии из «хлебного города»
      Осенью 2017 года мы поместили публикацию «Храм Всех Русских святых в рыбинском Заволжье», посвященную...
    • СВЯТИТЕЛЬ АГАФАНГЕЛ. К 170-летию со дня рождения
      СВЯТИТЕЛЬ АГАФАНГЕЛ. К 170-летию со дня рождения
      СВЯТИТЕЛЬ АГАФАНГЕЛ. К 170-летию со дня рождения
      16 октября - день памяти святителя Агафангела, митрополита Ярославского.  «История скажет своё правдивое...
    • ПОСЛЕДНИЙ АРХИПАСТЫРЬ МАНЬЧЖУРИИ
      ПОСЛЕДНИЙ АРХИПАСТЫРЬ МАНЬЧЖУРИИ
      ПОСЛЕДНИЙ АРХИПАСТЫРЬ МАНЬЧЖУРИИ
           Среди выдающихся иерархов Русской Православной Церкви земляков у рыбинцев не так уж много. Одним из...
    • Лидия Ватлина.  ДВЕ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
      Лидия Ватлина.  ДВЕ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
      Лидия Ватлина.  ДВЕ ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
      6 июля 1415 года - день мученической кончины мыслителя и проповедника, национального героя Чешской земли Яна...
    • АКАДЕМИК УХТОМСКИЙ. К 145-летию со дня рождения
      АКАДЕМИК УХТОМСКИЙ. К 145-летию со дня рождения
      АКАДЕМИК УХТОМСКИЙ. К 145-летию со дня рождения
      25 июня 2020 года исполнилось 145 лет со дня рождения нашего земляка, выдающегося учёного-физиолога, выпускника...
    • Юрий Кублановский. ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ
      Юрий Кублановский. ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ
      Юрий Кублановский. ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ
      В той части Рыбинска, где служил и просвещал покойный отец Димитрий Садовский, в детстве я не бывал. Да ведь и...
    • Вместе с Лазарем четверодневным
      Вместе с Лазарем четверодневным
      Вместе с Лазарем четверодневным
      Сегодня состоялось погребение настоятеля рыбинского храма Иверской иконы Божией Матери протоиерея...
    • Рыбинск. 1944 год
      Рыбинск. 1944 год
      Рыбинск. 1944 год
      В год 75-летия Великой Победы "Рыбинская среда" напомнит рыбинцам, читателям портала о тех земляках - авторах...
    • ИЗ ЖИЗНИ РУССКИХ ПРАВЕДНИКОВ
      ИЗ ЖИЗНИ РУССКИХ ПРАВЕДНИКОВ
      ИЗ ЖИЗНИ РУССКИХ ПРАВЕДНИКОВ
      Эта встреча представителей старшего поколения духовенства епархии с прихожанами Спасо-Преображенского...
    • АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: ТОЛЬКО ФАКТЫ
      АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: ТОЛЬКО ФАКТЫ
      АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ: ТОЛЬКО ФАКТЫ
      6 декабря Русская Православная Церковь чтит память святого благоверного князя Александра Невского. Кем был...
  • КИНОТЕАТР
  • КАТАЛОГ
    • Напутствие. Людмила Марасинова
      Напутствие. Людмила Марасинова
      Напутствие. Избранные статьи и письма Л.Марасиновой
      Наследие ученого-исследователя Людмилы Михайловны Марасиновой, касающееся общих закономерностей развития...
    • Санкт Петербург - Рыбинск. Триста лет обшей истории.
      Санкт Петербург - Рыбинск. Триста лет обшей истории.
      Санкт Петербург — Рыбинск. Триста лет обшей истории.
      Исторические взаимосвязи двух российских городов, возможно, впервые становятся темой для путеводителя....
    • Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 3(21)2019
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 3(21)2019
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 3(21)2019
    • Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 2(20)2019
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 2(20)2019
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 2(20)2019
    • Журнал Рыбная Слобода приложение
      Журнал Рыбная Слобода приложение
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА Приложение
      Этот номер журнала посвящен тридцатилетию рыбинского хорового фестиваля имени Владислава Геннадиевича...
    • Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 14
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 14
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 2(14)2017
    • Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 19
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 19
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 1(19)2019
      Этот номер "Рыбной слободы" рассказывает читателю о Некоузском благочинии Рыбинской епархии Русской...
    • Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 17
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 17
      Журнал РЫБНАЯ СЛОБОДА 3(17)2018
      В 2018 году исполнилось 300 лет со дня рождения преподобного Феодора Санаксарского — нашего земляка, потомка...
  • КОНТАКТЫ
Главная » Региональный учебник » История » Очерки по истории РЫБНОЙ СЛОБОДЫ » Глава десятая.  «МИР» РЫБНОЙ СЛОБОДЫ

Глава десятая.  «МИР» РЫБНОЙ СЛОБОДЫ

                                                    Посадские общины ведали распределением налогов, Повинностей. Они исполняли в некотором роде  Функции государственных учреждений, хотя и были Выборными.

М.Н.Тихомиров

Глава десятая.   «МИР»  РЫБНОЙ  СЛОБОДЫ

Глава десятая. «МИР» РЫБНОЙ СЛОБОДЫ

Для существования любого государства необходимы не только финансовые, но и людские ресурсы. В России одним из основных источников людских ресурсов был посадский «мир» (община). Важнейшим признаком посадского «мира» являлось самоуправление, рамки которого значительно расширились в XVIII веке. Зримым его воплощением были земские («мирские) сходы и их выборные органы – земские избы и ратуши. Рыбная слобода самоуправление имела изначально как одну из привилегий. Жизнью дворцовых слобод до петровских времен руководил Приказ Большого дворца на основе Государевых указов. Иногда управление в слободах доверялось «ближним боярам». В 1645 году такая жалованная грамота была выдана князю А.М.Львову, в 1654 – боярину В.В.Бутурлину, в 1676 – боярину Б.М.Хитрово. «По указу Великого Государя велено Ловецкие Дворцовые: Норскую, Рыбную и Борисоглебскую – слободы со крестьяны, и со всякими доходы, и с таможенною пошлиною отказать в путь-дворчество Боярину и дворецкому и оружейничему Богдану Матвеевичу Хитрово. И судом, и расправою ведать вас людям его, которые присланы в тиуны, а Кормового Дворца стряпчему Дорофею Басову ехать к Москве. И как к вам ся память придет, и вы б денежных всяких доходов, которые есть в сборе, к Москве не высылали и Кормового Дворца стряпчего ни в чем не слушали…» (1)  Эта «Память старостам Рыбной слободы» прислана из Приказа Большого дворца в июне 1676 года.

Указы указами, но их конкретное воплощение в жизнь во многом зависело от местной власти. Таковой в Рыбной слободе до 1722 года была земская изба, в 1723 – 1724 годы – магистрат, а с 1725 года – ратуша. Однако, судя по нашим документам, реальной властью обладали не столько эти выборные органы, сколько «мирской сход». На подобных собраниях присутствовало большинство взрослого мужского населения. Сходы собирались по мере поступления вопросов, проводились в основном на Торговой площади под руководством бургомистра или земского старосты.  Шуму, наверно, было много. Протоколов (в современном понимании этого слова) не велось. Записывалось лишь решение схода, называвшееся «приговором». Под документом, чуть позднее переписанном набело, все присутствовавшие «прикладывали руку». В делах ратуши находится немало подобных «бумаг» XVIII века. А за более ранний период сохранился всего лишь один «Приговор полюбовной о беглых людях», датированный сентябрем 1686 года.

«Все мы, Рыбной слободы посацкие люди и рыбные ловцы, приговорили меж собою полюбовно: которые люди, нашей слободы жители, с ныняшняго числа из Рыбныя кто куды сбежит…а после себя двор и лавки, и лавочные места, и иныя какия угодья дворовыя или рыбныя сети, или что какова ни есть пожитка своего покинет…и те их дворы со всяким хоромным строением, и с угодьи…и то всё земскому старосте, переписав на роспись, взять в мир…А буде кто из нас у беглых людей купит двор или дворовые угодья…то…всё…взять в мир безденежно», чтоб то «делать неповадно было…И те их дворы продавать…а деньги имать в мир за их беглецов подати…А сей наш полюбовной мирской приговор земским старостам впредь друг другу…отдавать с распискою, чтоб всем был ведом. А приговор писал тое ж Рыбной слободы земской и таможенной дьячек Мишка Селецкой».(2)  Под «приговором» подписалось 63 человека, за неграмотных «руку прикладывали» родственники, соседи или сам дьячок.

По мнению академика П.П.Смирнова, власть посадского мира основывалась «на принципе землеустройства в государевых слободах: коллективное держание государевой данной земли из оброка». Конечно, Государь мог предоставить часть слободских угодий монастырю (Казанскому), церкви (Преображенской) или беломестцам (из Стоялой слободки). Но остальной территорией пользовался только посадский мир. Поэтому в 1676 году Рыбной вернули все земли, захваченные соседями-помещиками, отняли у попа Михайлова 4 «прихватизированные» им двора. Только с согласия купечества такое могущественное ведомство, как Адмиралтейство, выкупило у слободы участок под строительство складского комплекса. Зато посадский мир оказывал яростное сопротивление питейным откупщикам, желавшим на нашей земле строить всё новые и новые кабаки. Но поскольку государство получало огромные прибыли от « питейного» промысла, оно не поддержало рыбнослободцев. Бесполезной казалась и борьба «рыблян» с владельцем полотняной фабрики Петром Нечаевым, неправедно захватившим большой участок земли за Черемхой. Он был такой же посадский человек, только очень богатый. После его смерти дочь Вера Петровна продала фабрику и посадскую мельницу ярославскому фабриканту Савве Яковлеву. Новому владельцу не понравилось, что несколько «рыбенцев» построили на «его» земле какие-то амбары. С.Яковлев обратился в суд. Напрасно он это сделал. Когда суд встал на его сторону, разгневанные рыбнослободцы дошли до Сената. Сенат приказал «чужаку» убрать с посадской земли даже полотняную фабрику, а мельницу вернуть посаду. Сами же «рыбляне»  между собою могли совершать любые операции с дворовым участком: разделить, продать, завещать, подарить, «отказать его в мир», заложить по векселю. Но в последнем случае земля сначала описывалась, оценивалась и продавалась с торгов только(!) слобожанам. Кредитор получал лишь деньги. Таким образом, «разбазаривание» общественной земельной собственности исключалось.

Важнейшей задачей мирского схода было обеспечение «правильной» жизнедеятельности слободы. Для этого следовало ежегодно выбирать посадских людей во все «государевы службы»: в ратушу (земскую избу), на таможню, на кружечный двор, к соляной продаже. В 1718 году, например, таких «выборных людей» было 56. Каждая кандидатура обсуждалась на сходе. Результат оформлялся в виде документа, который так и назывался «Выбор». «1721 года, декабря 1, по указу Великого Государя…Ярославского уезду Дворцовой Рыбной слободы земских дел бурмистр Иван Жилой, староста Никифор Репин, целовальник Алексей Конурин, и посацкие люди, и рыбные ловцы, и всей той Рыбной слободы жители выбрали мы…в земскую избу к предбудущему 722 году…посацких людей: в бурмистры – Федора Федорова сына Ильинского, Степана Филипова сына Щаплиевского да в целовальники – рыбного ловца Андрея Яковлева сына Казакова…А они, бурмистры и целовальник, люди добрые и к тому вышеписанному делу годны. К подлинному выбору руки приложены…».(3)  Далее следовало несколько десятков подписей слобожан.

Несмотря на то, что Рыбная слобода в восемнадцатом столетии превратилась в «знатную» пристань, «рыбляне» отнюдь не ждали «милостей» от этой самой пристани. Они активно разъезжали по всей Волге, регулярно навещая обе столицы. Ратуша ежегодно выдавала до 80 «пашпартов». Однако во время выборов отсутствующие «рыбенцы» в порядке очередности назначались в «государевы службы»: земляк просто обязан был вернуться в слободу. Но нередко «выборной» находил себе замену, при этом полностью отвечая за действия своего «доверенного лица». В таком случае мирской сход утверждал их письменные клятвы о честной службе и составлял новый «Выбор». Исключение составляли бургомистры, старосты и ратманы: они выбирались из числа самых богатых, а их было немного.

Главной задачей ратуши (земской избы) был сбор разнообразных налогов, общая сумма которых определялась для посада в целом. Но численность семей и их доходы ежегодно менялись: кто-то родился или умер, кто-то записался в слободу или бежал из неё, кто-то разбогател или обнищал. Однако на размере общих сборов это не сказывалось никоим образом. Ежегодным регулированием сборов с каждого семейства занимались так называемые «окладчики», выбираемые на сходе (7 – 8 человек). Это закреплялось в документе, который хотя и назывался «Выбором», но по существу был инструкцией-договором между «миром» и «окладчиками». Вот что, например, было в нем записано в 1753 году: «окладчикам окладывать нас, мирских людей, с торгов и с промыслов, з заводов и з душ, помня душу свою и смертный час, другу не дружить, а недругу не мстить…дабы один против другова отягощения или облехчения не имели». Земский староста выдавал им окладные книги прошлых лет для сравнения с нынешним состоянием торгов и промыслов каждого двора. Окладчики заседали в земской избе около месяца, в случае необходимости приглашая туда главу семьи. От нового оклада зависели  и другие обязательные выплаты, в частности «мирские сборы» и «запросные деньги на экстренные нужды государства». Если не удавалось договориться, назначалась комиссия, решение которой не подлежало обжалованию. Так, в 1754 году П.И.Ильинский попросил уменьшить оклад. При проверке оказалось, что он, его дети, брат и племянники занимаются разными промыслами (мясным, рыбным, хлебным) и мелочной торговлей, строят суда и отдают внаем лавку с погребом. «Крайнева упадка не видно», — решила комиссия, но оклад частично уменьшила. А вот Клокову Я.Ф., который якобы «пришел в совершенный упадок» проверяющие не поверили вовсе. Дом его спасся при пожаре 1752 года. Сам Клоков и его дети занимались скорняжным, рыбным и яблочным промыслами. «За раззорением протчих квасных и сусляных промышленников (он) торговый свой промысел производил свободно, отчего совершенно себя против бытия ево до того пожара поправил, привел в лутчее состояние». Комиссия решила, что снизить оклад «никак не можно». Не пострадавший от пожара фабрикант П.Нечаев вообще отказался платить подушную подать – пришлось ратуше жаловаться в Ярославль. Как бы то ни было, все дела по раскладке налогов следовало окончить к февралю. « И обложа нас, мирских людей, сочинить окладные книги, а сочиня и скрепя, подать в рыбнослободскую ратушу и вычесть всем на мирском совете. И вычтя, сидеть им, окладчикам, три дни (в земской избе). А нам, мирским людям, во оные три дни приходить к ним, окладчикам, тихо и смирно, и никакими поносными словами не поносить, и не бранить, и не дратца, опасая себя жестокого штрафа».(4)

«Мир» контролировал не только сбор налогов, но и обеспечивал исполнение слобожанами повинностей (выполнение каких-либо обязанностей в пользу государства). К их числу относились «государевы службы», исполняемые как в Рыбной слободе, так и за её пределами: в Ярославле, в Петербурге, на Макарьевской ярмарке, в селах, приписанных с этой целью к слободе (Коприно, Еремейцево, Глебовское, Пошехонье (Пертома) и др.). В начале XVIII века появились специфические повинности, связанные со строительством Петербурга. Новая столица наполнялись купечеством и ремесленниками, которых по «разнарядке» переводили из разных посадов. Из-за плохой сохранности документов невозможно сказать, сколько всего семейств покинуло Рыбную по этой причине, но «переведенцы», несомненно, были. Например, 17 мая 1715 года в Ярославль пришел указ о переводе в Петербург из Ярославля, Борисоглебской и Рыбной слобод 18 «купецких людей» и 11 – «рукомесленных» (оловянишники, обрушники, столяры, обжигальщики). Указ гласил: «И выслать их з женами, и з детьми и из первой, и зо второй статей от семей, и от отцов детей, и от братьев братей, и от дядей племянников на посацких подводах, а при  Санкт Питербурхе домы им построить с того же посаду.., прислать при них з деньгами выборных людей». (5)   Мало того, что из посадских рядов «выдергивали» самых зажиточных, так остальным слобожанам следовало оплатить переезд (и переселенцам, и «подводчикам» с лошадьми, и сопровождающим), а также собрать достаточное количество денег для строительства изб на новом месте. В этот раз на долю нашей слободы пришлось лишь 2 ремесленника, но «на вечное житье» «рыблян» высылали и до, и после 1715 года. «Выборной» вез с собой не только общественные деньги, но и сведения о «переведенцах»: какие у них были торги и промыслы на прежнем месте, сколько платили пошлин в год, и «после их в доме кто останетца». Государство не могло допустить уменьшения налоговых поступлений с «ограбленных» посадов. По такой же «разнарядке» в столицу ежегодно, весной, со всех концов страны прибывали тысячи временных строителей, отнюдь не профессионалов. При этом власть требовала, чтобы посады не смели вместо слобожан посылать «наемщиков». А присланные работные люди должны быть «добрые», «не старые мужики и не малые робята». Так же, как и с переселенцами, на их дорогу и на пропитание в течение 3 – 6 месяцев деньги собирались с «мира». Чтобы работники «не озорничали и не бражничали» в пути и не сбежали, с ними, конечно, посылался «выборной». За каждого «плохова» или «недосланного» работника грозили штрафом в 10 рублей (на эти деньги можно было прожить 10 месяцев). Условия работы «строителей» были тяжелейшие – не все возвращались из столицы, поэтому можно себе представить, сколь драматично происходил подбор «кадров».

Не менее болезненно решался и другой вопрос: отдача в рекруты. В 1714 году бурмистр Ф.Ф.Ильинской «умудрился» сдать в солдаты Ивана Копуцова, не дав ему денег на провиант и не «справив платья» (шубу, кафтан, рубаху, «портки», обувь, чулки, шапку, рукавицы и кушак). В 1715 году Иван обращается за помощью в слободу, ибо, стоя «на карауле, помирает с голоду и одеждою обносился». Новый бурмистр Иван Сыроежин докладывает ярославскому начальству, что «вместо того правианта отдали ему, салдату, на корм в уплату деньгами 2 рубли с роспискою, и он стал просить…на сей 1715 год в прибавку». Однако бурмистр не посмел этого сделать, «не спрошась с мирскими людьми».(6)   Как решилась судьба Копуцова – неизвестно. Но солдатская доля была, конечно, очень тяжелой, и многие пытались избежать ее разными способами. Так, в 1755 году трое «рыблян» (из 6 призывников) попробовали это сделать. Григорий Невежинской спрятался у дяди – нашли. Гр.Волков, «избегая рекруцкой отдачи, отрубил у себя, у правой руки, указательный перст». Через год его все равно забрали в армию. Никита Кувшинников не отдал сына, устроив десятским «бой местного значения». Когда они пришли к его дому, он выбежал навстречу с железною пешнею (ломик для пробивания льда) и проколол щеку одному из полицейских. Они отняли «оружие» — тогда в руках у Никиты оказался топор. «Бойца» схватили и привели в ратушу. Однако, пока хозяин боролся с непрошеными гостями, его сын Федор, «слесши с полатей, выбежал ис той избы за ним же и от дому своему в рубахе, босой» скрылся. Дело было в январе. Федора не нашли.(7)

Конечно, не все слобожане так бунтовали, но посадский мир искал и другие способы решения этой проблемы, в частности, – за счет провинившихся. Например, в 1753 году целовальника Иконникова, разбавлявшего при продаже пиво водой, следовало «наказать кнутом, но, дабы он в рекруты мог быть годен, учинили вместо кнута плетьми жестокое наказание». В 1756 году Никифора Иванова срочно отправили в армию, пока его не успела арестовать следственная комиссия за участие в грабеже кабака. В 1769 году ратуша просила Воинскую комиссию «засчитать за рекрут 5 человек», отправленных в разные годы «на поселение в Сибирь». Из документов не ясно, в чем провинились братья Голяткины, Г.Тюменев, А.Щаплиевской и А.Толчин. В рекруты могли отдать должника: «мир» собирал деньги не только на обмундирование, но и на расплату с его кредиторами. Богатые могли вместо себя отправить в армию «купленого человека». Вот как об этом говорится в «Приговоре посадских людей» от ноября 1736 года: «по общему той Рыбной слободы купечества согласию приговорили в нынешней набор…отдать со оной Рыбной слободы четырех человек, в том числе купленых…(у) Федора Иванова сына Тюменева з братьями — купленого человека Артемия Павлова сына Бычкова, (у) Кондратья Клепикова – купленого человека Агея Федорова, (у) Дмитрея Колушина з братьями – купленого человека – Михайла Яковлева сына Зверева да посацкого человека Федора Васильева сына Елтекова. А ежели из оных в отдачу за каким-нибудь препятствием будут негодны, то на перемену им  — Рыбной же слободы посацкого человека Илью Елистратова, а…то Ивана Иванова сына Полянского…».(8)

 Рыбная слобода вначале честно высылала всех, кого требовала власть. Но уже в 1716 году земский староста пишет, что «за малолюдством и за многими его Великого Государя службами салдат стало неково» посылать, ибо «в отдаче в салдаты и в драгуны, и в высылке в указные лета в кузнецы, в плотники, в работники, в целовальники (было) многое число. И в тех высылках померли многие люди, а достальные жители все у дел в службах…в земской избе, и у соляной, и у табашной, и у водошной продажи». Наши целовальники работали не только в Рыбной слободе, но и в селах «у таможенных, и у кабацких, и у протчих дел».(9)

В марте 1717 года Рыбная слобода вновь при отправлении 7 временных работников, наемных крестьян, сообщает в сопроводительной «отписке»: «своих Рыбной слободы жителей в те работники, кроме наёмных, за малолюдством и за многими…рыбенскими и отъезжими службами послать нам стало неково…А провожатого при тех рабочих мы не послали, для того что тех работников самое малое число», и с них взяты «добрые поруки» (т.е. письменное обязательство).(10)  Судя по «Ведомости» 1718 года, Рыбная слобода давно уже, сберегая свое население, использовала «наймитов» и купленных людей. Этот же документ доказывает, что многие повинности (поставка провианта, фуража, лошадей в армию и пр.) были просто переведены в денежную форму – получилась своеобразная «монетизация». И платили наши предки за это  из своих «мирских» денег, которые так и назывались «запросными деньгами на экстренные нужды». «Нужды» у государства были всегда и разные. Возьмем, для примера, отчет Рыбной слободы за 1710 год. «По наряду ис Поместного приказу высланы… к городовому делу работные люди…каждый человек со 13 дворов. Итого, 7 человек с плотничными снастями. Плачено в Ярославскую Приказную полату на покупку хлеба тем работным людем…22 рубли. А те работные люди посланы наёмные, дано им найму за работу до отпуску, и за запасы, и за снасти, и за подводы – за всё по 3 рубли 85 копеек человеку. Итого, 7 человекам – 26 рублев 95 копеек…Отданы в Ярославле для посылки в Санкт Питербурх…с 50 дворов по подводе с проводником, итого — 2 подводы. На те подводы плачено…фуражных денег…по 4 рубли 86 копеек на подводу. Итого – 9 рублев 73 копейки. А те подводы и с проводники посланы наёмные, дано…17 рублев…На наем подвод до Санкт Питербурха и до иных городов (под солдат) Преображенского и Семеновского полков…и под всякие припасы…и на дело седел…афицерам и салдатам на жалованье, на покупку свеч и бумаги» выдано 75 рублей 74 копейки.

«По наряду плачено в Чамирове на жалованье лейб-гвардии Семеновского полку» офицерам и солдатам, и на провиант, и на конский фураж 99 рублей. «Отдано в пятый набор рекрут 3 человека, на тех рекрут дано за платье и за хлебные запасы…21 рубль 45 копеек. Да по наряду из Ярославской Приказной полаты отданы с Рыбной слободы 2 кормщика в Ярославль на струга с карабельным лесом. Тем кормщикам дано подмоги до Твери…6 рублев 20 копеек. Итого, запросных по указам поборов и в земской избе для мирских росходов вышеписанных сборов на 710 год собрано 279 рублев 17 копеек».

На 1711год «запросных зборов» с Рыбной слободы собрано уже 438 рублей 96 копеек. Из них почти 50 рублей «плачено каменщику и кирпишнику, которых велено перевести в Санкт Питербурх на вечное житье з женами и з детьми. Да им же… даны 2 подводы наёмные». Ещё «выслана…в переведенство рыбных ловцов семья, с нею отпущено снастей и протчих припасов и на подмогу дано 20 рублев. Да за ними же был в провожатых целовальник, дано ему на дорогу…5 рублев». Туда же послано 12 наёмных работников «к городовому строению» и «к строению брегантиров. Им выплачено кормовых жалованных денег» более 100 рублей. За овес и сено на корм драгунским лошадям заплачено 178 рублей. Почти 10 рублей истрачено «на покупку припасов светлейшему князю» (А.Д.Меньшикову). В 8 рублей обошлись 2 наёмных кормщика «вести струги с карабельными лесами до Твери». За 16 рублей 55 копеек приобретена драгунская лошадь. В 1713 году «запросных поборов» собрано 430 рублей, в 1714г. – 230, в 1715 и 1716 годах – по 173 рубля, в 1717г. – 225 рублей. Статьи расходов во многом повторяются. Новые – это «садовое и огородное строение в Питергофе», «делание кирпича» и « жжение извести», строительство 100 изб для мастеровых людей, покупка соломы на подстилку драгунским лошадям и т.д. Все эти сведения взяты из «Ведомости черной» за 1718 год.(11)

Напомним, что вышеперечисленные поборы иначе назывались: «запросные деньги на экстренные нужды». Однако у посадского «мира» были и свои «нужды», поэтому ежегодно собирались деньги ещё и на «мирские росходы». Например, в 1767 году они составили 435 рублей 75 копеек, помимо подушной подати, «запросных поборов» и выплаты «доимочных» 646 рублей 96 копеек (это старый долг, рассчитанный на погашение в течение десяти лет). Смета «мирских» расходов выглядела так: 1) 60 рублей 50 копеек следовало истратить на покупку бумаги, сургуча, чернил и дров для ратуши и «словесного суда»; 2) 170р. – приказным служителям (копиисту, писцу и «пищику»), которые в отличие от «выборных людей» работали постоянно и за жалование; 3) 45р. – трем сторожам; 4) 20р. 75к. – «на платеж» за умерших, престарелых и малоимущих; 5) 12р. 50к. – «на делание» четырех караулок для «ночного дозора»; 6) 17р. – на провоз подушных и других сборов от Рыбной до Ярославля и на покупку под денежную казну мешков и бочонков; 7) 10р. – на путевое пропитание колодникам; 8) 100р. – на постройку нового моста через Черемху и спуска к р. Волге. В конце «мирского приговора» сделана интересная запись: «А кроме предписанных, от нас расположенных, ни в какие другие росходы оных зборных денег и бес книжной записки отнюдь не употреблять».(12)

Посадский «мир» не просто утверждал общественные расходы каждого семейства, не просто контролировал исполнение повинностей – он решал судьбы людей. Не прав Волков М.Я., утверждавший, что «социальные различия между…посадской беднотой… и капиталистами-купцами…не осознавались и мало сказывались на их отношениях».(13) Документы доказывают обратное. Но если бы «мир» не играл такую колоссальную роль в управлении слободой, проблем в жизни рыбнослободцев было бы ещё больше. Зато, когда ущемлялись интересы посада в целом, «рыбенцы» были действительно едины в своем сопротивлении даже перед властью. В 1717 году не построили-таки «лантрацкий двор», потому что это грозило им разорением. А в 1735 году, наоборот, восстановили после пожара все общественные здания (ратушу, таможню, весь комплекс кружечного двора) за счет «питейных зборов» и временной приостановки выплат налогов. Верховная власть никак не решала этот вопрос, зато требовала от разоренной слободы и несуществующего кружечного двора выплат налогов и пошлин в казну в полной мере. «Мирской» сход принял единственно правильное решение. Наличие «мирского приговора» в какой-то мере смягчило участь членов ратуши.

Наши предки ни в коей мере не стремились к конфронтации с властью, но некоторые принципиальные вопросы отстаивали очень жестко, а их «рупором» служил «мирской» сход с его «приговором». Так было с возвращением нам рыбных угодий и  посадской мельницы, с возвращением в посад 36 «рыблян», которых П.Нечаев пытался превратить в своих крепостных. В этом случае власть не захотела терять столько налогоплательщиков – посад победил. Таким образом, с одной стороны, наш посадский мир служил в каком-то смысле «амортизатором» от произвола властей и отдельных личностей. Но с другой стороны, он  по мере своих сил «подпитывал» государство финансовыми и людскими ресурсами.

   П Р И М Е Ч А Н И Я

  1. ГПБ  ОР. Ф. 532. №2022.
  2. Приговор полюбовной о беглых людях. 1686, сентябрь. // ЯГВ, 1850, №34. – С.335 – 336.
  3. РбФ  ГАЯО. Ф.1. Рыбнослободская ратуша. Оп.1. Д.13. Л.43.
  4. Там же. Д.274. Л.114.
  5. Там же. Д.1. Л.18 -18об.
  6. Там же. Л.9.
  7. Там же. Д.325. «Дело о розыске…».
  8. Там же. Д.113. Л.67 -67об.
  9. Там же. Д.2. Л.64.
  10. Там же. Д.3. Л.17.
  11. Там же. Д.7. Л.59 – 74об.
  12. Там же. Д.503. Л.96 – 97.
  13. Волков М.Я. Рыбная слобода во второй половине XVII – начале XVIII века. // Верхневолжская правда, 1988. № 249. 29.12.
24.07.2012 Анна Романова

Похожие сообщения

  • Галина Левина. ВЕЛИКАЯ СУДОВАЯ ПРИСТАНЬ. 1763 год.
    Галина Левина. ВЕЛИКАЯ СУДОВАЯ ПРИСТАНЬ. 1763 год.03.11.2024
  • Галина Левина. СКОЛЬКО ЛЕТ РЫБИНСКУ?
    Галина Левина. СКОЛЬКО ЛЕТ РЫБИНСКУ?19.05.2021
  • ХРОНИКИ РЫБНОЙ СЛОБОДЫ. 1753 год
    ХРОНИКИ РЫБНОЙ СЛОБОДЫ. 1753 год10.08.2019

Популярные сообщения

  • Спас
    Спас14.05.2013
  • Митрополит Агафодор (Преображенский)
    Митрополит Агафодор (Преображенский)14.12.2009
  • Три письма на одну тему
    Три письма на одну тему17.04.2013
← Глава одиннадцатая.  РЫБНОСЛОБОДСКАЯ РАТУША
Глава девятая.  ХРОНИКА ПЕРЕМЕН. →

Написать ответ Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Авторские экскурсии по Рыбинску

Книги и журналы о Рыбинске

  • ДЕНЬ ЗА ДНЁМ
  • ПУБЛИЦИСТИКА
  • СОБЕСЕДНИК
  • РЕГИОНАЛЬНЫЙ
    УЧЕБНИК
    • Искусство
    • История
    • Очерки по истории РЫБНОЙ СЛОБОДЫ
    • Краеведение
    • Литература
    • Обществознание
    • Экология
  • НЕБЕСНОЕ
    ЗЕМЛЯЧЕСТВО
  • КИНОТЕАТР
  • КАТАЛОГ
  • КОНТАКТЫ

Метки

Cхиархимандрит Илиан Адмирал Ушаков Адольф Павлов Александр Занин Анна Романова Архимандрита Иероним Борис Крейн Вадим Нефедов Василий Аксёнов Виктор Поляков Влад Ивинский Владимир Гречухин Владимир Макаров Галина Левина Елена Белова Епископ Исаия Угличский Епископ Рыбинский и Угличский Вениамин Иван Александрович Колышкин Иван Глумов Иван Семенович Унковский Ирина Галкина Ирина Соловьева–Змитрович Ирина Стрункина Кшиштоф Занусси Лев Иванович Митин Леонид Алексеевич Ухтомский Леонид Ваксман Людмила Марасинова Михаил Киселев Михаил Матвеев Михаил Рапов Наталия Гудкова Наталия Халюто Николай Венцов Николай Лосев Николай Невский Николай Пимоненко Ольга Васильева Петр Потурай СЕРГЕЙ СТУКАЛИН Светлана Колесник Сергей Овсянников Сергей Шестериков Юлия Чубукова Юрий Кублановский
Copyright © 2004-2023 rybinskayasreda.ru Все права на материалы, находящиеся на сайте rybinskayasreda.ru охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта ссылка на ресурс rybinskayasreda.ru обязательна. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей.
Публицистика
Региональный учебник
Небесное землячество
Провинциальный наблюдатель
Яндекс.Метрика