(к 100-летию со дня рождения А.Л. Дынкина)
В августе 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося конструктора авиационных двигателей, почти четверть века руководившего Рыбинским КБ моторостроения, Петра Алексеевича Колесова. А в начале ноября моторостроители отметили еще одну круглую дату – столетие со дня рождения Александра Леонидовича Дынкина, первого зама П.А. Колесова.
Наша справка: А.Л. Дынкин (1915-1998) родился в городе Хороле Полтавской области, на Украине. В 1940 году окончил Московский авиационный институт. Работал в КБ МАИ, затем был командирован на Воронежский завод №16. В 1941 году вместе с КБ эвакуирован в Уфу, где работал в ОКБ-250. В 1943 году вместе с ОКБ переведен в Рыбинск. В 1953 году назначен заместителем главного конструктора завода №36 по экспериментальным работам. В 1967 – 1991 гг. – первый заместитель главного конструктора Рыбинского конструкторского бюро моторостроения.
Лауреат Государственной премии СССР 1951 и 1971 гг. Награжден орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Знак Почета, медалями. Заслуженный авиастроитель СССР. Доктор технических наук. Автор трехтомного издания «Самолет начинается с двигателя», посвященного истории Рыбинского конструкторского бюро моторостроения.
Среди документов личного дела Александра Леонидовича, хранящегося в архиве ОАО «НПО «Сатурн», есть написанная от руки автобиография, в которой только и можно прочесть факты, связанные с судьбами его родных: «отец до революции работал техником на винокуренном заводе, …а после революции – в продотряде по снабжению Красной Армии.. В 1919 году убит белополяками…». Мать с двумя сыновьями после смерти отца уехала в Харьков, там и вырос будущий авиаконструктор. Там в 1934 году поступил в авиационный институт, а в 1937-м из Харьковского вуза перешел на учебу в МАИ, о чем свидетельствует еще один документ личного дела.
А дальше была встреча в МАИ с легендарными Добрыниным и Скубачевским. Вот как вспоминал о ней в своей книге «Самолет начинается с двигателя» сам Александр Леонидович: «Задолго до окончания преддипломной практики я получил указание срочно прибыть в институт, на кафедру конструкций авиадвигателей. В институте встретил однокурсников Дмитрия Хронина и Константина Хачатурова. Их тоже отозвали с практики. Нас принял заведующий кафедрой Глеб Семенович Скубачевский. С ним был незнакомый нам человек средних лет и среднего роста. Его интеллигентность, простота обращения произвели на нас приятное впечатление. Это был Владимир Алексеевич Добрынин. Глеб Семенович, не теряя времени на вступительную речь, предложил нам принять участие в разработке эскизного проекта нового перспективного авиационного мотора оригинальной схемы. Его мощность должна была существенно превысить мощность моторов, использовавшихся на отечественных самолетах. Условия нашего участия: работать от зари до зари (а это было время, когда, по наблюдению поэта, «заря с зарей встречается»), посвятить работе часть последних студенческих каникул; вознаграждение – моральное удовлетворение от личного участия в разработке мотора, имеющего шанс лечь не на кафедральную полку, где томятся работы многих поколений студентов…
— Начинать необходимо немедленно. Работать будем в этой комнате, Это и будет вашей преддипломной практикой, — не гася улыбки, сказал заведующий кафедрой.
Эта короткая встреча определила мою дорогу в жизни».
* * *
…Первое испытание мотора М-250, о разработке которого и шла речь в момент той первой встречи, было назначено на 22 июня 1941 года. Проводилось оно в Воронежском КБ, куда перевели на работу выпускников кафедры Скубачевского. «В тот ужасный день, когда на рассвете хорошо подготовленная армия Германии без объявления войны вторглась в пределы нашего государства и нанесла огромной силы удар, …утром того воскресного дня, одевшись по-праздничному, мы пришли на завод, на свое торжество — рождение первого мотора КБ, его первое испытание, — писал Александр Леонидович. — Как бывает при чрезмерно тщательной подготовке, не обошлось без приключения. Оказавшаяся ненадежно закрепленной магистраль подачи масла в мотор разъединилась и с ног до головы окатила всех присутствующих горячим маслом. Эта маленькая неприятность вскоре забылась.,. Известие о войне нам, как и всей стране, принес в 12 часов дня репродуктор голосом Молотова».
Дынкин в числе других обратился в военкомат с просьбой об отправке на фронт. Но из молодых конструкторов сформировали гражданский отряд самообороны и поставили задачу обнаруживать и задерживать или уничтожать немецких парашютистов (линия фронта вплотную приблизилась к Воронежу). «Днем мы занимались доводкой мотора, вечером или ночью дежурили на участке, в свободное от этих обязанностей время отдыхали на заводе, — вспоминал Александр Леонидович. — Мы были переведены на казарменное положение». А в сентябре 1941 года поступило решение Государственного комитета обороны о срочной эвакуации, и группу ребят из КБ-2 МАИ отправили в Уфу.
С уфимскими страницами истории отечественного моторостроения наш читатель уже знаком по многочисленным публикациям Адольфа Константиновича Павлова, состоявшимся в «Рыбинской среде» в 2008-2012 годах. Зима 1941-1942 года была очень холодной и голодной. Для Александра Леонидовича это время было связано еще и с невосполнимой потерей – в боях под Москвой погиб его старший брат.
«Башкирия встретила нас в зимнем наряде, — вспоминал Дынкин, — а наши наряды, увы, не соответствовали той суровой зиме 41—42 годов… КБ, прибывшее в Уфу, получило наименование: Особое конструкторское бюро-250 (ОКБ-250). Начальником и главным конструктором назначили Владимира Алексеевича Добрынина. Сорокашестилетний руководитель был среди нас самым опытным и эрудированным конструктором. Между собой мы уважительно называли его «дедом». Двигатели, созданные при его непосредственном участии, широко эксплуатировали на разнообразных типах самолетов».
Пройдя с добрынинским КБ через все испытания уфимской эвакуации, Дынкин в его составе был переведен в Рыбинск. В своей книге он целиком приводит ставший историческим для рыбинского КБ приказ Наркома авиационной промышленности СССР № 538 от 6 сентября 1943 года: «В целях обеспечения ОКБ тов. Добрынина производственной базой для ускорения работ по доводке мотора М-250 приказываю: начальнику 8-го Главного Управления тов. Поликовскому и главному конструктору ОКБ-250 тов. Добрынину перевести к 1 октября с. г. ОКБ-250 из г. Уфы в г. Рыбинск на завод № 36 в полном составе работников ОКБ и членов их семей, со всем оборудованием и имуществом, разместив его на площади, ранее занимаемой ОКБ завода № 26. Директору завода № 36 тов. Сове к 20 сентября 1943 года подготовить производственные площади для размещения станочного и лабораторного оборудования и жилые помещения для работников ОКБ-250 с их семьями…»
«В Рыбинск мы прибыли в октябре 1943 года, — вспоминал Александр Леонидович. — Наш коллектив насчитывал 330 человек… Мы были молоды: самому старшему, главному конструктору, было 48 лет. Руководство завода № 36 во главе с директором, симпатичным Серафимом Максимовичем Совой, встретило нас радушно. В свободных квартирах, несмотря на разрушение некоторых домов немецкими бомбами, недостатка не было. Мы, привыкшие в Уфе к жизни в стесненных квартирных условиях, поселились втроем в одной квартире: Е. М. Бермант, П. А. Колесов и я. Решив в один день бытовые проблемы, целиком окунулись в работу по восстановлению производственно-экспериментальной базы КБ, обустройству конструкторского отдела, выяснению возможностей завода по производству моторов М-250. К моменту нашего приезда в Рыбинск он еще не соответствовал представлению о серийном авиамоторном заводе». (Эти воспоминания вошли не только в трехтомник АЛ. Дынкина об истории КБ, но и в книгу «Сатурн. Связь поколений. Памяти победителей», вышедшую в свет в мае 2015 года, накануне 70-летия Великой Победы).
* * *
Уже в начале 1950-х Рыбинское КБ приступило к созданию новых отечественных авиадвигателей, каждая новая модель становилась этапом в истории российского авиационного моторостроения. Большой вклад в эти достижения внёс А. Л. Дынкин. Начав рядовым конструктором, он в 1951-м в составе коллектива конструкторов Рыбинского КБ был награжден Государственной (Сталинской) премией. В 1953 г. его назначили заместителем, в 1967 г. — первым заместителем главного конструктора Рыбинского конструкторского бюро моторостроения. При самом непосредственном участии А.Л. Дынкина в РКБМ было создано семейство мощных маршевых турбореактивных двигателей для стратегических самолётов дальней авиации, подъемных двигателей для самолетов вертикального взлета и посадки, а также двигателей для пассажирского Ту-144Д, преодолевавшего расстояние до Хабаровска за три с половиной часа. Эти двигатели не стали серийными, поскольку были опережавшими свое время разработками. Это понимал и Петр Алексеевич Колесов, озаглавивший рабочий отчет конца 80-х, написанный к юбилею КБ, так: «Опережая время».
В книге «Правьте на звезды» Ю.И. Чубукова приводит лишь один пример способности Дынкина принимать ответственные решения в самых непредсказуемых ситуациях. «Тяжелый бомбардировщик при проведении регламентных работ из-за ошибки, грозившей катастрофой, был посажен на маленький грунтовый аэродром, взлет с которого превратился в серьезную проблему. Дынкин, хорошо знавший возможности двигателей, предложил А.Н. Туполеву увеличить их мощность на этот перелет. Произвели перерегулировку. Туполев отмерил шагами путь пробега: «Вот здесь он оторвется…» Бомбардировщик не подвел своих создателей и взлетел точно по сделанным расчетам».
В книге также особо отмечен тот факт, что именно Александр Леонидович Дынкин был инициатором создания на предприятии научно-технического центра (музея), который открыт уже много десятков лет.
В 1984 году главный конструктор П.А. Колесов покинул свой пост. А.Л. Дынкин, работавший его заместителем в течение 35 лет, до начала 90-х годов продолжал работать в рыбинском КБ. Автор полутора десятков научных трудов, доктор технических наук, он вел преподавательскую работу, был председателем Государственной экзаменационной комиссии Рыбинской государственной авиатехнологической академии, членом Ученого Совета этого вуза.
Особая заслуга Александра Леонидовича — работа над трехтомником «Самолет начинается с двигателя», вышедшим в свет в издательстве «Рыбинское подворье» в 1999-5-1999 годах. Эта книга по сей день остается одним из самых глубоких и содержательных источников по истории КБ и технологии разработки двигателей. Основу этого издания составили воспоминания ветеранов и других опытных сотрудников Рыбинского конструкторского бюро, отчеты КБ по расчетно-конструкторским разработкам, лабораторным, стендовым и летным испытаниям, серийному выпуску и эксплуатации, и даже отчеты таких научно-исследовательских центров отечественного авиационного моторостроения как ЦИАМ, ЛИИ, ЦАГИ, ВИАМ, и другие. Трехтомник в своем роде уникален: в нем собраны исторические сведения не только по технологии разработки и испытаниям двигателей, описаны их особенности и пути поиска решений сложных конструкторских зада, но и написаны целые главы биографических материалов под названием «Творцы авиационных двигателей», посвященные судьбам и заслугам сотрудников КБ. Сегодняшние ветераны КБ вспоминают, как получали от Александра Леонидовича творческие задания по сбору сведений для книги. «Все, о чем написано в книгах, творилось при непосредственном участии автора, пережито им и глубоко прочувствовано, — написал в предисловии к изданию тогдашний генеральный конструктор КБ А.С. Новиков. — Талант, одержимость, любовь и преданность избранному на всю жизнь делу, доброжелательное, чуткое и внимательное отношение к людям – главные черты его характера и главные компоненты успеха работы над двигателями».
Книга Дынкина стала своего рода этапом в истории КБ – собранные впервые воедино сведения о деятельности этого предприятия позволили по достоинству оценить высокий творческий потенциал коллектива. Кроме того, как написано в послесловии к этому изданию, «сбылась надежда автора – эта книга есть в каждой семье ветеранов, она стала семейной реликвией; дети и внуки узнают о причастности их родителей, бабушек, дедушек к великому делу – Авиации – и сами загорятся желанием идти этой трудной и увлекательной дорогой».
В заключение скажем несколько слов о сыне Александра Леонидовича, который тоже окончил МАИ. Однако по пути отца Александр Александрович не пошел. Сегодня А. А. Дынкин ведущий в стране специалист в области глобального экономического развития, прогнозирования, энергетики. Он руководит Институтом мировой экономики и международных отношений Российской Академии наук (ИМЭМО РАН). Под его руководством разработана методология долгосрочного социально-экономического прогнозирования, подготовлена серия долгосрочных экономических прогнозов мировой экономики. Один из таких прогнозов («США и КНР: за какой моделью будущее?») «Рыбинская среда» публиковала в №8 (123) 2014 года.
Анна Романова
(по материалам архива НПО «Сатурн»)
спасибо. очень хороший
и полезный сайт.
удачииуспехавам.