Проходящие в России и Ярославской области реформы государственности, экономики и социальной сферы преобразуют принципы и методы решения проблем, в частности, в области обновления законодательства, экономической и социальной практики. Эти принципы и методы неизбежно затрагивают проблемы, значимые для граждан, воздействуют на их практику, их жизнедеятельность, способствуют или препятствуют осуществлению эффективной социальной политики государственных и местных органов власти и управления. Эффективные решения таких проблем, важны не только для граждан, но и для самой власти. Просто потому, что предвыборные обязательства надо исполнять.
НЕОБХОДИМА ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Проблема для граждан и власти заключается в том, что решения органов власти и управления, в том числе, и в области законодательной деятельности, не всегда приводят к объявленным или ожидаемым результатам. Нередко бывает так, что эффективность властных решений оказывается невысока, их результаты не соответствуют приоритетам широких социальных групп, нарушают права и свободы граждан.
Существуют акты права, которые действуют, реализуются, но мешают общественным отношениям. На практике они лишние в системе права, но по каким-то причинам еще не исключены законодателем из нее. Они не просто относятся к числу неэффективных норм, а обладают «отрицательной эффективностью».
Вот лишь некоторые причины для необходимости обобщения накопленного опыта и проблемных вопросов теории и практики общественной экспертизы в России, без которых сложно решать проблемы единого толкования и понимания роли и значения института общественной экспертизы и его дальнейшего развития.
Поэтому нельзя не приветствовать возложение на Общественную палату Ярославской области проведение экспертизы нормативных актов, продиктованное вышеназванными причинами.
Общественная экспертиза позволяет общественности и власти эффективно взаимодействовать, переходить от взаимных претензий к конструктивному диалогу. В условиях реформирования системы местного самоуправления особенно актуальна общественная экспертиза на уровне муниципальных образований. Кто, как не рыбинцы, убедились в этом на собственном опыте реализации 131-го закона.
Но у сегодняшнего дня другие задачи. Дело в том, что именно органы местного самоуправления, решая повседневные проблемы, наиболее близки к заботам людей, могут и должны постоянно взаимодействовать с гражданами, гражданскими союзами, а через них – с самоорганизующимся и ответственным общественным мнением.
Общественная экспертиза несет определенную смысловую нагрузку. Этот термин подразумевает обязательную и самую широкую публичность такой экспертизы, открытость ее для всех без исключения заинтересованных граждан. Основная цель проведения такой экспертизы – учет и защита интересов граждан при принятии и реализации властных решений. Проведение общественной экспертизы должно инициироваться общественностью и проводится в интересах как общества в целом, так и его отдельных социальных групп.
В налаживании этих процессов видится сегодня роль недавно образованной Общественной палаты Ярославской области.
Рыбинская общественная палата, к сожалению, формируется по принципам, не предусматривающим широкую представительность со стороны общественных организаций городского округа. Потому можно предположить, что участие большинства членов этой общественной палаты в налаживании общественной экспертизы будет лишь формальным.