Накануне открытия Хорового фестиваля памяти В.Г. Соколова в Рыбинске «Рыбинская среда» публикует фрагменты воспоминаний этого выдающегося музыканта, написанных в те годы, когда Владислав Геннадиевич заведовал кафедрой хорового дирижирования Московской консерватории: здесь он пишет о родителях и учителях, о том, как Рыбинск повлиял на его судьбу. Вместе с тем, «Рыбинская среда» публикует и фото 1925 года — выпускные классы школы №3, среди учащихся — Владислав Соколов (седьмой слева во втором сверху ряду). Эта школа, десятки выпускников которой прославили Рыбинск в искусстве, науке, промышленности, и сегодня стоит на улице Ломоносова, хотя и представляет собой «мертвую зону» исторического центра. А вот дом на улице Рабочей, 22, в котором жила семья Соколовых, не сохранился — его снесли по распоряжению руководства Рыбинска в октябре 2012 года. Но все же эти адреса сегодня остаются местом «паломничества» музыкантов, хористов и любителей хорового искусства.
«…Родился я в г. Рыбинске Ярославской губернии в 1908 году. Семья наша была, даже по тем временам, довольно большая — семь человек. Из пятерых детей я был самый младший. Старшие сестры — Тамара, Анастасия и брат Алексей стали в будущем учителями, Дмитрий — инженером, преподавателем училища.
Так что если учесть, что папа мой преподавал Закон Божий в Высшем начальном училище г. Рыбинска, а мама, по окончании Женского духовного училища в Ярославле, там же учительствовала, то все семеро Соколовых так или иначе были причастны к делу народного образования.
Отец — Геннадий Яковлевич Соколов был священником (впоследствии — митрофорный протоиерей Рыбинской Покровской церкви). Мать, Надежда Алексеевна, была также из духовного звания. Она обучалась и воспитывалась в Ярославском женском училище духовного (синодального) ведомства,
По всей видимости, отец мой обладал достаточными, музыкальными данными, позволившими ему в бытность учащимся Ярославской духовной семинарии, затем в санах дьякона и священника успешно проявлять себя в сфере хорового музицирования.
Судя по его занимательным рассказам, учась в семинарии, он не только преуспевал в общеобразовательных и богословских науках, положенных по учебному плану, но и активно участвовал в творческой деятельности семинарского хора в качестве солиста (бас), а также иногда и регентовал. В дальнейшем, после окончания духовной семинарии, будучи дьяконом, он, наряду с выполнением обязанности заведующего учебной частью (по-тогдашнему — смотрителя), руководил хоровым классом в том самом Женском духовном училище, из среды воспитанниц которого он и избрал подругу жизни.
Успешное выступление хора девушек под управлением молодого дьякона Геннадия Соколова не прошло незамеченным у руководителей Синодального училища церковного ведомства, под эгидой которого существовало Ярославское женское училище. В частности, он был удостоен искренней похвалы из уст самого Василия Степановича Смоленского — директора Синодального училища, приезжавшего в Ярославль для ознакомления с музыкальной жизнью этого духовного учебного заведения. Пребывание Смоленского в Училище имело для дьякона Геннадия Соколова совершенно неожиданное последствие: в конце девяностых годов прошлого столетия по рекомендации В. С. Смоленского отец был вызван на целый сезон — как теперь говорят — на повышение квалификации — в Московское Синодальное училище церковного пения для прохождения курса теории музыки, гармонии, а также активной и пассивной практики регентского дела.
Рассказы отца о великих деятелях русской хоровой культуры, с которыми ему так или иначе пришлось там общаться: дирижером В. С. Орловым, композитором А. Д. Кастальским, а также с молодыми тогда педагогами Училища — Н. И. Данилиным и П. Г. Чесноковым — остались в моей памяти на всю жизнь. Когда, несколько лет тому назад, я вошел впервые во вновь открытый в консерватории Рахманиновский зал, то со священным трепетом вспоминал рассказы отца о тогдашнем Концертном зале Синодального училища, где проходили репетиции знаменитого Синодального хора. Мною овладело чувство, что нахожусь в до боли знакомом мне зале во всех деталях его интерьера, благодаря подробным рассказам и описаниям моего отца.
Культ хорового пения царил в нашей семье… С увлечением пел я на правом клиросе Покровской церкви. Школьником по слуху подбирал на рояле множество песен, в том числе и духовные песнопения. Но заниматься на фортепиано у частной учительницы стал в довольно позднем возрасте — в 12 лет… Такое уж было время…
С благословения родителей, по окончании средней общеобразовательной школы в 1925 году, я поступил в Рыбинскую музыкальную школу в класс специального фортепиано к педагогу Елене Михайловне Тимашевой. На удивление педагогов и на радость моих родителей за один год я прошел полный курс теоретических предметов и, сдав выпускной экзамен по фортепиано с высокой оценкой, окончил школу в 1926 году.
Необходимо сказать о том, что в то время, начиная с первых лет Октябрьской революции, в Рыбинской Музыкальной школе работали выдающиеся музыканты. В их числе — преподаватель теоретических дисциплин директор школы — отличный педагог — Анна Сергеевна Мыркина. Я благодарен ей за привитие мне основательных профессиональных навыков, так пригодившихся впоследствии. Далее — первоклассные исполнители-инструменталисты, музыканты высокой культуры вели классы: скрипки — Александр Александрович Гран, виолончели — Захар Павлович Семенов. Фортепианный отдел возглавляла Мария Луарсабовна Челищева (Абуладзе), отличная пианистка. В свое время она окончила Московскую консерваторию по классу К. Н. Игумнова. Будучи воспитанницей Мариинского Института благородных девиц, Мария Абуладзе общалась с С. В. Рахманиновым, который некоторое время вел музыкальные классы в этом привилегированном учебном заведении. В двухтомнике, посвященном Рахманинову, помещены воспоминания Марии Луарсабовны.
Все они, истинные музыканты-просветители, систематически устраивали общедоступные концерты в школах, клубах, в стенах родной музыкальной школы. Особенно запомнилась деятельность трио — М. Челищева, А. Гран, 3. Семенов, исполнявшее шедевры классической музыки этого жанра: Чайковского, Рахманинова, и др. (А. А. Гран впоследствии был ведущим звукорежиссером по выпуску пластинок в Москве). Чрезвычайным событием для провинциального города Рыбинска был симфонический концерт оркестра, организатором которого и главным дирижером был Александр Александрович Гран. Учащиеся школы, в том числе и автор этих строк, непрестанно присутствовали на всех репетициях. Звучание симфонического оркестра, впервые услышанное мною, произвело на меня огромное впечатление. Симфония Калинникова с тех пор звучит в моей музыкальной памяти так, как будто это было вчера…