Иван Глумов.
Криэйтор – творец, созидатель (от англ. Creat – создавать).
Креативный – творческий, созидательный (от того же слова).
«-Пойдешь ко мне в штат?
-Кем? – спросил он.
— Криэйтором.
— Это творцом? – спросил Татарский. – Если перевести?
Ханин мягко улыбнулся.
-Творцы нам на … не нужны, — сказал он. – Криэйтором, Вава, Криэйтором».
В. Пелевин. «Generation П».
Где-то в ноябре у нас в телеящике объявился оппозиционный канал «Дождь». Тот самый, где какие-то невнятные косноязычные юноши и юницы подобно сталинским акынам зудят бесконечную песню о настоящем человеке: либеральном, политкорректном, креативном, гламурном, образованном, упакованном, метросексуальном, несогласном и т.д. Естественно, именно «Дождь» наиболее подробно освещал перманентную столичную забаву – митинги несогласных, перемежая глупые речи выступающих еще более глупыми комментариями собственных корреспондентов. В небольших дозах зрелище это было довольно забавным, во всяком случае, разнообразило обычный попсово-официозно-бандитско-полицейский репертуар основных каналов.
Впрочем, я уже писал на эту тему и не стал бы ее больше ворошить, кабы не жена, которую я привлек к совместному развлечению, а она, посмотрев с минуту на эту тусовку, вдруг не спросила: «А что, если там и товарищ Ленин есть? Вдруг опять революция?»
Отвечаю на этот вопрос письменно, потому что среди супругов, проживших вместе достаточно долгое время, не принято прислушиваться к словам друг друга: полезная информация передается каким-то внечувственным способом, а вербально-акустическая надежно фильтруется.
Итак, категорически заявляю: Ленина среди них нет. Кто такой, в сущности, Ленин? – Это харизматичная личность, имевшая определенную цель и не брезгавшая для достижения ее никакими средствами. Не брезговать ничем – на это Непримиримая Оппозиция еще согласна, беда только в полном отсутствии способностей к целеполаганию. А о харизме уж и говорить не приходится: вообразите только скульптуру «Собчак (Быков, Акунин …) на броневике». Вообразили? – Ну то-то же. Навальный еще туда-сюда. Или националисты… Но это же не наш путь, не правда ли?
Словом, Ленина нет, общепризнанного попа Гапона, способного, если не на революцию, то на большую провокацию, надеюсь, тоже. Остается надеяться на «революционное творчество масс». Тем более что эти «массы» объявили себя «креативным классом» и, наверное, готовы защищать свои классовые интересы.
Ленин обращался к рабочим, крестьянам и солдатам. Особенно к солдатам, потому что они были вооружены, и терять им особенно было нечего. Не то теперь. Во-первых, креативному классу есть что терять – как минимум комфорт и достаток. Во-вторых, мужская часть нынешних революционеров на 90% состоит из пареньков, тем или иным способом откосивших или косящих от армии. На баррикадах их тоже не дождешься. Ничего тяжелее компьютерной мыши или бутылки пива они никогда в руках не держали. Максимальная жертва, на которую они готовы пойти, — это потоптаться пару часов на морозе, и то с условием, чтобы потом переместиться в кафе или клубы, но никак не в подвалы «кровавой гэбни».
Может быть, вся их сила именно в «креативности»? Придет час, и бурлящая интеллектуальная сила митингующих сама по себе сметет подгнившие основы «путинского режима»? – Да, было в толпе несколько плакатов, вполне пригодных для участия в премьер-лиге КВН. – И это все?
Коль скоро баррикады отпадают, остается в наличии другое мощное оружие классовой борьбы – забастовка. Вообразим на минуту, что наш «креативный класс» прибег к такой решительной мере, как Всероссийская стачка. Геймеры, не пройдя очередной уровень Игры, выключили компьютеры. Замолкли социальные сети, и у кого на каком месте вскочил прыщик можно узнать лишь по телефону или (о ужас!) путем бумажной переписки. Шоумены на время стали просто менами. В офисах замедлилась скорость перекладывания бумажек. Темпы переливания из пустого в порожнее совсем сошли на нуль. Рекламщики перестали делать рекламу, и вся страна в отчаянии мечется, не зная, как избавиться от вздутия живота и какой стиральный порошок нынче в моде. Заморожен телепроект «Дом – 3». Приостановлены съемки телесериала о трагической любви топ-менеджера и полковника внутренних войск. Шендерович не шутит. Уткин не комментирует. Народ застыл в ожидании очередного шедевра от креативного автора «Уси-пуси». Не написана картина «Зеленый квадрат и розовый кружочек». Не изваяна из бегемотьего навоза и не выставлена в Сахаровском центре экпрессивная статуя блогера Навального…
Кошмар? – Конечно, кошмар. Но бывали времена, когда и с хлебом случались перебои, и с куревом. Переживем как-нибудь и отсутствие креативного продукта. Поезда-то ходят, учителя учат, врачи лечат, крестьяне пашут, рабочие худо-бедно работают, мыслители с трудом, но мыслят. Жаль, конечно, что бастуют креативные, но в общем неплохие писатели Акунин и Быков. Но ничего, перебьемся пока на Чехове и Толстом, а там, глядишь, народятся на Руси не криэйторы, а творцы.
А, вообще говоря, против всех этих гламурных белоленточных революционеров изобретено сравнительно гуманное, но эффективное средство. Изобретено и опробовано, как ни странно, на радио «Свобода». Незадолго до митингов и шествий 4 февраля члены оргкомитетов этих мероприятий были приглашены в студию. К счастью, (их счастью), живьем туда явился только один, остальные участвовали по телефону. Для разминки каждый из диспутантов заявил всем остальным, что они – «наймиты Путина» и «сурковская пропаганда». После такого бодрого зачина в ход пошли и «старые пердуны», и «юные недоноски», и «пьяные рожи», и многие другие слова и выражения великого и могучего русского языка. Так вот, если бы всех этих ребят можно было запереть в одной телестудии, дать неограниченное время для прямой трансляции, то к концу ее осталось бы только вымести белые косточки вперемешку с белыми ленточками.
P.S. Почему-то никакой платы за этот текст я из Кремля не получил. Безобразие!
***
У каждого времени свой язык и даже слова-паразиты у каждого времени свои. В нашу межеумочную и виртуализированную речь внезапно всплыло выражение-паразит «на самом деле». Собственно, оно присутствовало в русском языке издавна в значении: на самом деле было не так, а эдак. Нынче же его употребляют как зачин в ответе на любой вопрос. В письменной речи оно встречается редко, но послушайте радио, посмотрите телевизор и убедитесь, что каждый второй ответ – даже у людей сравнительно культурных и образованных – начинается словами «на самом деле». И это в ответах на вопросы самые элементарные.
«Правда ли, что дважды два – четыре? – На самом деле дважды два – четыре».
«Куда впадает Волга? – На самом деле Волга впадает в Каспийское море». «Каковы ваши творческие планы? – На самом деле наши творческие планы таковы…»
Безудержное употребление этого вполне невинного выражения придает современной речи совершенно неожиданный оттенок: такое впечатление, что вы слушаете людей, которые вам долго и мучительно врали, и вот, то ли под воздействием внутреннего порыва, то ли после дыбы вдруг решили выложить всю подноготную.
***
На заре компьютерной эпохи, которая в России несколько припозднилась, народ был исполнен самых радужных надежд: вот-вот общение людей и государства упростится и вместо кипы справок одним кликом мышки можно будет послать нужные реквизиты по нужному адресу и так же просто получить ответ.
Щаз! А не хотите ли ко всему этому заполнить двадцатизначными числами десять бумажных форм и приложить ко всему этому электронную копию на диске?
Словом, бюрократический разум, несомненно, побеждает разум компьютерный. Ах, какие Куликовские битвы и Фермопильские сражения кипят между ними! Описанием этих баталий можно заполнить премногие «Илиады» и «Одиссеи», однако пусть они дожидаются своего Гомера. Я же на простейшем примере покажу, как добавлением всего одного слова или перестановкой двух соседних можно поставить на уши несколько сотен человек. Задача скромная, если вспомнить перманентную смену паспортов, медицинских полисов, водительских удостоверений – тогда на ушах стояла вся страна.
Итак, в 1956 году был образован Институт биологии водохранилищ Академии наук СССР. В 1962 году функции его расширились. Соответственно изменилось и название – Институт биологии внутренних вод АН СССР. В 1987 году к нему было добавлено имя И.Д.Папанина.
С исчезновением СССР исчезла и АН СССР, но на ее месте появилась Российская академия наук (РАН). Соответствующие изменения претерпело и название института.
Пока все шло более или менее логично. Но вот 2007 году произошел неожиданный кульбит: институту велено было именоваться – Учреждение Российской академии наук Институт биологии внутренних вод им. И.Д.Папанина Российской академии наук.
Всякое переименование, естественно требовало изменения печатей, официальных бланков, банковских реквизитов и т.д.; многие серьезные документы, еще вчера бывшие документами, сегодня становились пустыми бумажками. Ученые, однако, занимались все тем же, чем занимались со дня основания института. Но на то и щука в реке, чтобы карась не дремал: в конце 2011 года свыше поступило указание именоваться «Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт биологии внутренних вод им. И.Д.Папанина Российской академии наук».
Надолго ли сие? Я думаю, нет, так как даже мой, не просвещенный в бюрократических тонкостях глаз, видит в нем родовые изъяны. Например, «государственный» – это какого государства? Или: кому принадлежит Российская Академия Наук? Всякий может приватизировать этот бренд. Даже «Русская водка» не всегда производится в России и выпивается исключительно представителями титульной нации.
Поэтому, в качестве общественной инициативы я бы предложил следующий предварительный вариант названия: Федеральное государственное Российской Федерации бюджетное учреждение науки, финансируемое из бюджета Российской федерации, (при условии, что названный бюджет примет Государственная Дума Российской Федерации, утвердит Совет Федерации российской федерации и подпишет президент Российской Федерации, если у него будет хорошее настроение и в бюджете будут деньги на что-нибудь кроме Олимпиады в Сколково) Институт биологии внутренних вод им. И.Д.Папанина Российской академии наук Российской Федерации.
Прошу вышеизложенное считать заявлением о приеме меня в бюрократы.
***
Совершенно случайно получилось так, что в этом опусе я не в первый раз упоминаю писателя Бориса Акунина, в миру – Григо́рия Ша́лвовича Чхартишви́ли. На сей раз речь пойдет не о политике, а именно о писателе. Можно сказать и так: не о мальчике, но о муже; ибо Григорий Шалвович – политик совсем юный, вряд ли достигший и подросткового возраста, а литератор, напротив, опытный, плодовитый и раскрученный.
В конце января я скоренько проглотил его роман «Весь мир — театр», последний роман из серии об Эрасте Петровиче Фандорине. Сперва проглотил, а уже после озаботился, как-то вкус у этого блюда изменился. Если у молодого Фандорина еще имелись многие человеческие черты, а из особых способностей было в наличии только необычайное везение в азартных играх, то Фандорин, перешагнувший пятидесятилетний рубеж, отринул все земное и превратился в обыкновенного супермена, типа Джеймса Бонда, Терминатора или Человека-паука. И психология у него стала такая же простая и незамутненная, как у вышеупомянутых героев. И увлечения, как у них: бегание по потолку, хождение по канату, жонглирование, единоборства, авто- и мотогонки, дайвинг. Правда, ближе к концу, Акунин вспомнил, что пишет все-таки не для американцев, а в основном, для местных, порою интеллигентных людей, и заставил героя, никогда раньше не баловавшегося изящной словесностью, написать пьесу – вершину русского драматического искусства.
Вслед за мной роман читала дочка Юля и, когда я поинтересовался ее мнением, она коротко ответила: «Мэрисью». Я попросил объяснится, и узнал, что существует целый толковый словарь интернетовского жаргона (lurkmor.ru), правда читать этот словарь трудно, потому что на этом же жаргоне он и написан. Слову, а точнее, мему (*) «Мэрисью» (от Мэри Сью, какой-то небывало идеальной героини) там посвящено несколько страниц. Но, если говорить коротко, то «Мэрисью» – это автопортрет писателя, точнее, портрет того человека, каким автор хотел бы быть.
Открыв любой дамский роман, вы обнаружите там наиболее типичные образцы «Мэрисью», как мужские, так и женские.
«Мэрисью»-женщина длиннонога, имеет точеные черты лица, выдающийся бюст и пышную копну каштановых (платиновых, черных, рыжих) волос. И обязательно огромные, каких не бывает в природе, глаза (карие, черные, голубые, зеленые и т.д.).
Мужчина-«Мэрисью» длинноног, мускулист, имеет чеканные черты лица, густую шевелюру (возможно, тронутую сединой, как у Фандорина), пьет, не пьянея, кулаком спокойно разбивает кирпичную стену, пальцами рвет колоду карт, владеет всеми видами оружия, единоборств и денег. После прямого попадания артиллерийского снаряда, чувствует легкое недомогание, но быстро берет себя в руки.
Теперь ясно, почему Борис Акунин, будучи зрелым и не глупым мужчиной, вдруг полез в политику. Политика в нашей стране вполне может быть приравнена к хождению по канату, а именно с каната начал свои зрелые годы Эраст Петрович Фандорин.