В этом году, когда мы отмечаем 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, исполняется 60 лет с момента основания в Рыбинске Мемориала «Огонь Славы». Первый камень в основание будущего Обелиска в честь боевых и трудовых подвигов рыбинцев в годы Великой Отечественной войны на берегу Волги, в парке им. XXII съезда КПСС, заложили 9 мая 1965 года. Проект Обелиска, созданный рыбинским художником, членом Союза художников СССР А. М. Комаровым, утвердил художественный совет Ярославского отделения Художественного фонда СССР. Техническую часть работы выполнили рыбинские инженеры-моторостроители Е.В. Лехин и Н.В. Воеводин. Расчет действующих нагрузок на Обелиск и выбор необходимых запасов прочности произвел кандидат технических наук КБ моторостроения М. А. Портер.
Обелиск торжественно открыли 9 мая 1967 года. В 1977 году моторостроители решили доработать этот памятник, и обратились к московскому скульптору, лауреату Государственной премии СССР Г.Н. Постникову. Он создал проект скульптуры рабочего, стоящего на крыльях самолета и держащего в руках пропеллер. Внутреннюю, силовую часть фигуры выполнили в литейном цехе моторостроительного завода
под руководством В.А. Шарова. Общее руководство работой по доработке Обелиска осуществлял начальник отдела главного конструктора Н.Е. Сизов.
Памятник был воздвигнут в то время, когда тема массового трудового подвига рыбинских моторостроителей, совершенного в условиях эвакуации в Уфе в 1941-1945 годах, оставалась закрытой для исторических исследований и публикаций. Но память о ней свято хранили в семьях рыбинцев, переживших эвакуацию. Обелиск с фигурой рабочего-двигателестроителя говорил с горожанами на языке искусства, убеждая в том, что трудовой подвиг, о котором еще не написаны книги, – не забыт, и не будет забыт никогда.
Обелиск облицован полированной нержавеющей сталью. Высота его – 28 метров. Высота фигуры рабочего – 11 метров, крыльев пропеллера – 9 метров.
По материалам каталога Наталии Лобановой
«Монументальные памятники города Рыбинска»