Интервью со Светланой Колесник
Всероссийская конференция по проблемам развития региональных рынков печатных изданий снова предоставила журналистам уникальную возможность общения с коллегами из других областей России. Организатор этих ежегодных встреч – Фонд развития информационной политики, специалисты которого сами много ездят по стране, проводя всевозможные мероприятия, способствующие новым формам взаимодействия власти, СМИ, сообществ региона. Такие встречи неоднократно проводились и в Ярославском регионе.
В этот раз на вопросы нашего корреспондента отвечает Президент Фонда развития информационной политики Светлана Григорьевна Колесник.
СВЕТЛАНА КОЛЕСНИК: «ЛЮДИ ДОЛЖНЫ ВИДЕТЬ ЦЕЛЬ»
— Вы много ездите по стране. Скажите, как на общем фоне выглядит информационная сфера Ярославского региона?
— К Ярославскому региону у меня особое отношение. Я считаю, что у него огромный потенциал, и он мог бы стать лидером в информационном развитии. Это культурный регион, это особые города, сохранившие свой неповторимый облик с давних времен. Ярославль – уникальный и культурный город. Я очень люблю Рыбинск, гражданскую активность жителей которого еще недавно всем ставили в пример. И я считаю, что в плане развития информационной сферы в этих городах можно было бы сделать гораздо больше, чем сделано. Но никак не удается этот процесс властным структурам сдвинуть с мертвой точки. Причина в том, что нет продуманной политики, которая бы ориентировалась больше не на технологии продажи информационного продукта потребителю, а на то, чтобы поднять на высокий уровень издания районного, городского масштаба. Ведь, согласитесь, большинство редакторов сегодня далеки от современных технологий. А жаль, потому что речь идет о территории, имеющей прекрасную научную и учебную базу, хорошо развитую сеть вузов, а значит — высокообразованную, просвещенную аудиторию. Ярославль ведь это еще и студенческий город, а молодые люди сегодня отходят от традиционных СМИ, и им следует предлагать новые формы подачи информации. Я понимаю, что сегодня перед региональной и местной властью стоит масса других задач, но недооценка информационной сферы напрасна. Это крупный промах. Ведь опыт показывает, что с достойным развитием информационной политики традиционно начинают подтягиваться и другие отрасли. Потенциал Ярославского региона таков, что мог бы вывести его на первое место в развитии сферы производства и распространения информации. Я не беру Москву и Санкт-Петербург, но в среде крупных российских городов он мог бы стать лидером.
— Существует ли, на ваш взгляд, информационная политика как реалия современной российской действительности?
— Не вполне. Нет комплексного подхода к решению проблем информационной среды. Всё время идет реакция на какие-то вызовы. Как с той темой, которую мы так бурно обсуждаем на конференции, — 2015-й год и переход на цифровое вещание. Все вдруг поняли, что совсем близко какой-то рубеж, и, оставив всё, бросились решать проблемы. Разве можно так поступать? На решение любой проблемы нужно иметь время, нужно осмысливать, обсуждать ее со специалистами и со всеми участниками процесса. Ведь сейчас регионы, осмысливая эту ситуацию, начинают понимать, что они никуда не включены. Это при том, что и сегодня информация из регионов не доходит до центра в том объеме, в котором необходимо. То есть всё хорошее, что происходит в регионах, все эти начинания, на которые потрачено столько усилий, там, в регионе и остаются. Вот, например, сейчас создание «электронного правительства» – это большая проблема для страны. Но в Тамбове уже есть неплохой подобный опыт. Мы были там, и заметили, как неохотно там делятся информацией об этом. Почему? Потому что после того, как об этом сказали во всеуслышание, им пришлось принять более двадцати делегаций. Ведь это сколько же приходится отрываться от основной работы… Как нужно было бы поступить? Изучить тамбовский опыт сверху, и уже потом всем остальным показать его преимущества и выявить существующие проблемы, — ознакомить регионы с этим опытом! Этого нет. В каждом регионе люди на свой страх и риск начинают работу с нуля. Между тем, должна быть сформирована комплексная политика, учитывающая все сферы деятельности.
Мы говорим преимущественно о прессе, так вот пресса, и особенно муниципальная, нуждается в программе продвижения вперед. Люди должны видеть цель! В новой структуре общества газеты должны понимать свое место. Сегодня им указано такое место, что у них не может возникнуть желания работать на власть.
В то же время, есть и очень неплохой опыт регионов, которые работают целенаправленно. Есть, к примеру, опыт Ульяновска. Он, конечно, пока еще не привел никого к состоянию полной свободы, но там представители власти последовательно поднимают газеты до уровня самостоятельного существования, и понимают, для чего это нужно! И сегодня есть регионы, которые запросто могут подобный опыт применить у себя. Например, Краснодарский край. Но есть и очень бедные регионы, в которых нужна другая политика. Почему никто целенаправленно не занимается этим? Почему все кончается только спорадическими желаниями что-то сделать с контентом и критикой существующего положения дел на телеканалах?
Между тем, телеканалы, как я понимаю, это такая священная корова, прикасаться к ним нельзя, потому что, как считают, они играют важную роль в общественной жизни страны. Но это аберрация зрения: важность работы телеканалов в политических процессах в стране сильно преувеличена. Идет устойчивое падение интереса к телевидению, а главный вопрос – молодая аудитория, которая больше не смотрит телевизор. И здесь не надо строить иллюзий. Но на определенном этапе своего развития человек все-таки смотрит телевизор. И надо с серьезным вниманием посмотреть на детскую аудиторию. Тем более что это аудитория особая. Ведь как известно на каждые восемь браков в России приходится пять разводов. Множество детей воспитывается в неполных семьях, и здесь вспомогательным средством воспитания оказывается телевизор. Конечно, ребенок смотрит не только мультфильмы, он смотрит всё подряд. Кто сегодня рассказывает детям сказки? Телевизор. Поэтому вопрос содержания таких каналов, как первый, второй – это вопрос важный. Но у нас снова — нет никаких инструментов влияния! Хотя есть богатый опыт других стран и правительств, которые, имея в виду необходимость охраны интересов детства, выступали с инициативами по ограничению показа сцен насилия, эротики и так далее. У нас же принято ругать телевидение, возлагая всю ответственность на Ксению Собчак, к примеру, которая на самом деле маленькая песчинка в телевизионном море.
Да, необходим комплексный подход к решению самых разных вопросов, связанных с развитием медийной сферы. Я бы сказала еще, что частью этого процесса должна стать система образования. Ведь понятие информационной политики тесно связано со всеми структурами, которые занимаются распространением информации. И образование это, без сомнения, часть такого обширного информационного процесса. Но, как видите, пока даже суженного понимания проблем информационной политики у нас в стране нет.
— В августе гостем нашей редакции был поэт Юрий Кублановский, который процитировал последнее письмо Солженицына, обращенное к нему. Там было сказано: «Желтое колесо катится по России, и оно не менее тоталитарно, чем красное…» Вы согласились бы с таким высказыванием?
— Конечно, ведь при полном отсутствии понимания того, что нам нужно и куда мы идем, мы закупаем огромное количество произведенного за рубежом контента, часто – очень низкого качества. А потом говорим, что это против нас ведется идеологическая война! Почему огромная страна с большим интеллектуальным потенциалом ставится в положение неразумного ребенка, которого остальной мир должен опекать? Почему достаточно взрослое и нормальное государство не может выстроить свою политику? Давно пора хотя бы сформулировать причины для того, чтобы не привлекать сюда тот контент, который нас не устраивает. При чем тут агрессия? Ведь это вопрос чисто экономический, связанный с материальным благополучием всего лишь группы лиц. И защищать это благополучие группы лиц, в общем, аморально.
— Давно ли существует ФРИП? Кто учредил этот Фонд?
— Мы существуем пять лет. У нас широкий круг учредителей. Среди них Союз журналистов России, Фонд ИНДЕМ, Парламентский клуб, и другие организации, а также группа частных лиц, я в их числе. Прошло пять лет с момента учреждения Фонда, и у нас появилось огромное число единомышленников и коллег в регионах. Мы как организация, заинтересованная в проведении просветительских, обучающих мероприятий, в проведении исследований, публикации нужных материалов, стараемся реализовать нашу цель. Эту цель мы с самого начала сформулировали так: способствовать внедрению современных демократических принципов в формирование информационной политики в регионах Российской Федерации и привлечению СМИ к активному участию в этом процессе.
Записала Анна Романова