Река Волга
Самым важным водоемом Рыбинска, конечно, всегда была река Волга. Ласковая и теплая в жаркие летние дни, осенью и особенно весной она превращалась в могучий, быстрый поток. В это время уровень Волги поднимался на 10 метров и выше.
Об интенсивности судоходства на Волге в пределах Рыбинска было достаточно полно сказано в литературных произведениях, однако в качестве дополнения к этим материалам следует добавить, что только вниз по Волге из Рыбинска ежедневно отправлялось четыре больших товаро-пассажирских парохода, не считая мелких пароходов «Птичек» и «Пчелок».
Вверх по Шексне ежедневно отправлялся товаро-пассажирский пароход до Череповца, вверх по Волге – в зависимости от судоходности фарватера – до Твери (Калинина) или до Углича; а также вверх по Мологе до Весьегонска или до Трезубова (Брейтова).
Помимо этих транзитных судов, сообщение по Шексне осуществлялось еще пригородными мелкими пароходами до пристани Вольское.
После спада весеннего паводка на акватории города обнажались обширные песчаные отмели (пляжи), на которых обсыхали доставленные по весенней воде дровяные плоты, и начиналось интенсивная вывозка и продажа приплавленных дров – ведь Рыбинск в то время отапливался только дровами. Конечно, эти пляжи широко использовались горожанами для купания.
Русло Волги от Рыбинска до Мологи изобиловало перекатами и мелями, вследствие чего судоходство было сильно затруднено, и лишь выше г. Мологи Волга была оборудована булыжными «боками», расположенными вдоль правого берега и предохранявшими фарватер от заноса песком.
На левом берегу Волги, в пределах Рыбинска, почти от самого городского перевоза начинался прекрасный густой Петровский парк (сейчас от него сохранилась лишь пятая часть- и то застроенная всякими сооружениями вплоть до стадиона).
Река Шексна
Другого характера была река Шексна, протекавшая в сравнительно низких берегах, и имевшая быстрое течение, а также достаточные глубины на фарватере.
На правом берегу Шексны от самого устья располагались владения помещика Журавлева, его канатная фабрика, а еще выше по течению Шексны его же судостроительный завод.
Помимо этого, около пристани Вольское (50 км вверх по Шексне от ее устья), недалеко от впадения в Шексну реки Ухры, находились Вольские судоремонтные мастерские.
Несколько выше устья реки Инопашь, на левом берегу Шексны, уже после Октябрьской революции был построен еще завод железобетонного судостроения, выпускавший железобетонные дебаркадеры, а также небольшой лесопильный завод.
Все эти предприятия были ликвидированы в связи со строительством Рыбинской ГЭС.
Написано в 1980-е годы.
Подготовлено к публикации Ниной Поляковой.
Опубликовано в мае 2023 года.