Анна Романова
Сергей Стукалин — представитель того поколения художников, которые в середине 80-х молодыми не только плодотворно работали в художественных мастерских Рыбинска, но и искали и находили свою собственную, неповторимую творческую манеру. Знатоки и ценители изобразительного искусства помнят, какой яркой иллюстрацией этого поиска была городская выставка 1988 года, представившая зрителю поистине столичное разнообразие творческих почерков молодых рыбинских мастеров кисти.
С тех пор прошло немало времени – более четверти века. «Иных уж нет, а те далече». Стукалин, замечательно владеющий техникой рисунка, был и остается профессионалом.
Об этом на открытии выставки работ Сергея Стукалина, открывшейся в доме-музее академика А.А. Ухтомского – филиале Рыбинского музея заповедника, сказал молодой председатель Рыбинского отделения Союза художников России Александр Григорьев. Тот же акцент в своем выступлении сделал и присутствовавший на презентации представитель старшего поколения художников Евгений Филяровский.
Среди экспонированных работ — акварели, написанные в последнее десятилетие. А также — рисунки, выполненные цветными карандашами более двадцати лет назад. Портреты, натюрморты, городские пейзажи – целое небольшое собрание работ, созданных в творческих командировках и на родине. Эта часть выставки еще раз красноречиво подтвердила тот факт, что Стукалин – талантливый рисовальщик. Ведь графика, в которой исправления невозможны, это, как отметили выступавшие коллеги Сергея, «высший пилотаж» изобразительного искусства.
* * *
Сергей Стукалин родом из Глебова. Школу окончил в Тихменеве. Его отец, Виктор Федорович Стукалин, всю жизнь работал пекарем, и одним из самых любимых его занятий было чтение. Сергей считает, что художником стал, благодаря отцу: «У нас был живописный альбом о войне 1812 года, — вспоминает он, — в этом альбоме было тридцать отличных репродукций Верещагина, Ге и других русских художников. Отец очень дорожил этим альбомом и доставал его нам только по праздникам. Поэтому мы всегда так ждали праздников, а я всё думал: вот бы научиться так рисовать!».
Виктор Федорович Стукалин отличался непростым характером, и биография его была нелегкой – с 1935-го по 1939-й был осужден по 58-й статье, срок отбывал на Волгострое. В 39-м устроился на работу в глебовскую пекарню, там и познакомился с Людмилой Дмитриевной. Семья была крепкая – растили троих сыновей. Но опасность снова попасть в ряды «врагов народа» нескоро миновала — в 1952-м кто-то из односельчан написал новый донос: мол, как же так – враг народа, и хлеб печет на весь поселок? Виктор Федорович не стал дожидаться последствий — собрал семью и отправился в Грозный. Там Стукалины жили до 1955-го, пока не вернулись на родину.
Позднее судьба снова привела Сергея Стукалина в Грозный. Здесь юношей он занимался в художественной студии Дворца культуры под руководством замечательного акварелиста Николая Ломтюгина. «Дворец этот позднее разбомбили, а те места, куда Николай Федорович когда-то возил нас на этюды, потом были труднодоступны – из-за опасности наткнуться на чеченских бандитов», — вспоминает художник.
В 74-м Стукалин окончил Ярославское художественное училище и поступил на работу в Рыбинский филиал художественно-производственных мастерских. Здесь его старшим товарищем стал еще один признанный мастер акварели — Анатолий Илларионович Попов.
Со временем именно акварель стала любимой техникой Стукалина. Его работы быстро завоевали зрительскую симпатию. Основной темой творчества была архитектура старых городов, и конечно, самого Рыбинска, но не его «парадно-приглаженные» виды, «с традиционным силуэтом Спасо-Преображенского собора и Волжской набережной, а милые, скромные уголки», как точно написал автор одного из буклетов, выпущенных к выставкам Сергея Стукалина. Молодой художник был одним из тех, кто первым открыл современникам поэтическую красоту привычного, провинциального Рыбинска.
С начала 80-х Стукалин становится активным участником многочисленных выставок разного уровня – от городских до республиканских. Много путешествует, работает на творческих дачах художников. Тогда появляются серии работ «По Средней Азии», «Русские города», «Подмосковье». «Прибалтика» — акварели и многочисленные беглые зарисовки тушью. Эти наброски с натуры, уже не существующей, но такой живой, трепещущей в изображении мастера сегодня почти что бесценны – карандаш и тушь деликатно передают то, что недоступно обычной фотографии.
В 1985-м Сергей Стукалин был принят в Союз художников страны. В 1990 году в Рыбинском музее прошла совместная выставка С. Стукалина с ярославским художником Еленой Мухиной. Тогда впервые было выставлено значительное количество работ мастера сразу, и зритель смог по достоинству оценить особое внимание художника к деталям, особый «почерк» его рисунка, деликатную декоративность пейзажей.
С тех пор в Рыбинске состоялись уже более десяти персональных выставок автора. Его работы выставлялись за пределами страны – во французском Нанте и в столице Греции Афинах. Замечательные акварели Сергея Стукалина украшают коллекцию современного искусства, хранящуюся в Рыбинском музее-заповеднике.
* * *
Родные места всегда были для художника Стукалина источником вдохновения. В его творчестве за прошедшие четверть века прослеживаются мотивы природно-культурных ландшафтов, меняющихся во времени. Причем, перемены эти отражают реальные процессы, происходящие в жизни людей. Так, акварель с единственной уцелевшей стеной храма в Коприно, запомнившаяся зрителям на той последней масштабной выставке городских художников 1988 года, возможно, воплощала тонкую, иллюзорную грань между двумя мирами – реальным и запредельным, материальным и духовным. А также невозможность возврата к прошлому, от которого, казалось, остаются лишь руины. Между тем, спустя двадцать лет художник все-таки реконструирует тот самый храм в природно-культурном пространстве. Делает это, возможно, лишь из исследовательского любопытства и любви к родным местам. Однако спустя два года после такой исторической реконструкции происходит то, во что художнику верилось с трудом: в реальности начинается восстановление храма. И вновь преображаются родные места, и дают новые импульсы для вдохновения.
Еще один природно-культурный ландшафт, многократно воспетый в работах Сергея Стукалина, – окрестности храма Казанской иконы Божией Матери в Ивановском, напротив поселка Глебово. Этот пейзаж знаком художнику с детства. Легкий и стремительный силуэт сельской церкви в окружении погоста, на берегу Волги и большого ручья, кажется, запечатлен у Стукалина во всякое время года и в разные эпохи: как во времена разрухи и забвения, так и теперь, когда вознесся в небо новый золоченый шпиль колокольни. Однако не только настоящее и недавнее прошлое присутствует в «коллекции идей»: есть работы, на которых художник пробует воссоздать тот облик этого волжского берега, когда на нем рядом, через ручей, стояли две церкви – Казанская в Ивановском и ярославских чудотворцев Феодора, Давида и Константина в Глебове.
Соседом и земляком Сергея Стукалина был наш выдающийся живописец Василий Васильевич Трамзин. Так что глебовскому и копринскому краю повезло: два наших талантливых современника написали своего рода «живописную энциклопедию» этих мест.