«У ней особенная стать…»
Федор Тютчев
Если посмотреть на фотографии русских женщин конца XIX — начала XX века, можно заметить, что от современных женщин их отличает некая статность — неважно, идет ли речь об утонченной сановитости светских дам или грубоватой величавости крестьянских баб. С каким достоинством одевались люди! Достоинство присутствовало не только в парадных туалетах княгинь, но даже и в лохмотьях бедной крестьянки. Во всем этом мы видим серьезное отношение человека к самому себе. Вспомним эпизод в известной всем кинокомедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», когда царю Ивану Грозному, попавшему в современную Москву, предложили переодеться в современную одежду. Он горестно воскликнул: «У-у-у, бесовская одёжа». Скорее всего, у человека того времени сегодняшняя одежда могла бы ассоциироваться только с костюмами скоморохов.
Это тонкое чувство красоты, чувство и знание того, что каждый человек есть образ Божий, заставляли наших предков по-другому относиться к тому, что они носят на себе, к жилищам, в которых живут, к предметам, которыми пользуются.
Любой серьёзный актёр хорошо знает, как полезно для того, чтобы вжиться в роль, походить в одежде того персонажа, которого ему нужно сыграть, попользоваться предметами, которыми он пользовался. Одежда серьезно влияет на самоощущение человека.
Традиционный костюм, при всей своей тиражируемости из поколения в поколение, одинаковости и косности, призван был явить личность того, кто в него облачался. Не создать имидж, не придумать образ, а естественным образом передать чувство причастности человека к его предкам, его национальной культуре. Именно так проявлялось творческое начало в повседневной жизни. Мы сейчас привыкли воспринимать искусство, творчество как некую отдельную сферу культуры, для которой сущетвует своя среда, свои заведения: музеи, театры, концертные залы и пр. Всего этого еще совсем недавно не было. Вся жизнь человека представляла собой непрестанное творчество. А точнее сотворчество… Творцу. Именно поэтому песня, живопись, прикладное искусство, танец, архитектура были частью жизни человека, а не каким-то продуктом потребления. Русский народный костюм наряду с интерьером дома, народной архитектурой создавал духовно-пространственную среду, способную, в свою очередь, формировать внутренний мир человека.
Апостол Пётр в 3-ей главе своего 1-го послания пишет, наставляя женщин: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа…». Что из этого следует? Что женщина должна одеваться неряшливо и некрасиво? Что она совсем не должна думать о своей внешности? Вовсе нет. Мы знаем множество святых цариц, княгинь, которые были известны своей внешней красотой. Но это не представляло предмет их главных забот и желаний. Женщина должна жить, не заботясь о своей красоте, как птица поющая песню, вложенную в её уста Творцом. Очень часто женщина, усиленно занимающаяся своей внешней «красотой», сама того не замечая, постепенно обезображивает себя.
Внешняя красота — есть проявление красоты внутренней. По церковнославянски понятие «красота» обозначается словом «добрОта». Здесь мы видим корень «добр». От этого русское слово «добротный». В славянском тексте книги Бытия после каждого этапа творения повторяется фраза: » и виде Бог яко добро». В русском синодальном переводе помещен не очень точный перевод: «и увидел Бог, что это хорошо». Хотя ведь можно было бы перевести даже, «что это красиво», и так совместить в одном понятии красоту внешнюю и онтологическое понятие добра как блага. Красота есть риза, одеяние всего благого. А всякое благо, как известно, от Бога. Никто «не благ, токмо един Господь», — говорит Христос в Евангелии.
«Господь воцарися в лепоту облечися«, — слышим мы прокимен вечером в субботу на воскресном всенощном бдении. О чём это? О том, что Господь Царь и Его облачение — это красота. Чтобы человек научился отличать истинно красивое от пошлого, назвавшего себя красивым, в нём с детства нужно воспитывать чувство художественного вкуса. Можно добавить, что и духовного вкуса. Ибо очень часто мир вокруг нас называет красотой то, что по сути ею не является.
Вспомним слова книги Бытия о праматери Еве, после того как змей вложил ей в уши слова о том, что она не умрёт, если вкусит от запретного древа «и виде жена яко добро древо в снедь, и яко угодно очима видети, и красно есть, еже разумети». Вкратце это можно перевести так, что жена увидела плод дерева, что он хороший, и что он привлекателен для глаз и красив для разума, то есть здесь слова Бога «яко добро» после вмешательства дьявола употреблены для того, что Бог запретил, как недоброе и неблагое по своей сути. Так же и мир сей, наученный своим князем, называет красотой пошлость или сущее безобразие. Всё это можно сказать и по отношению к понятиям современной европейской цивилизации о женской красоте.
О внутреннем мире человека очень многое может рассказать его внешний вид. Хотя это и не бесспорно. Как известно, по одежке встречают, а по уму провожают. Но вот эта одёжка, всё же, многое может сказать, если не об уме, то о культурной среде, о жизненных приоритетах конкретного человека.
Многие современные женщины интересуются традиционной культурой. Им нравятся длинные платья, юбки, одежда с элементами традиционного костюма, которая делает их более женственными, красивыми. Некоторые девушки, портреты которых вы можете видеть в моей фотосерии, не просто увлекаются фольклором, но полностью меняют себя, живут традиционной культурой. Традиционный костюм становится для них удобной ежедневной одеждой, которая передает их внутренний мир. Это не маскарад, не концерт, на котором исполнители временно надевают на себя платья в русском народном стиле, чтобы поскорее их снять после выступления. Другие же девушки, далекие от традиционной культуры, увидев, какую красивую, нарядную одежду, подчёркивающую достоинство женщины одевали наши прабабушки, также хотят надеть на себя такой костюм. И вовсе не обязательно одевать сарафан с кокошником. Сейчас многие модельеры вдохновляются традиционным костюмом, создавая красивую современную одежду в русском стиле.
Мы по своему названию принадлежим к культуре, которую почти не знаем. Русские… В разные времена мы говорили то на французском языке, то на немецком, то стали бездумно копировать американцев. Когда-то Пётр I издал указы, запрещающие всем, кроме крестьян и священников, одеваться в национальные костюмы. Народу насильно прививали чужой вкус. Теперь же мы, в который раз, снова пытаемся стать русскими.
«СТАТЬ РУССКОЙ» — так называется новый фотопроект Юлии Карповой, фрагменты которого были представлены на выставке в Молодежном центре «Галактика» города Тутаева, открытой в честь основателя города Романова – благоверного князя Романа Угличского. В недавнем прошлом выпускница операторского отделения ВГИКа, сегодня — мама трех замечательных сыновей, Юля не только ведет школу «Светопись» при Воскресенском соборе, но и осуществляет несколько авторских проектов. По просьбе редакции «Рыбинская среда» она рассказала нам о творческом замысле проекта.
Дата публикации — 6 июня 2018 г.